Стальные кресла и деревянный мост. Как мебель путешествует по Эрмитажу

Эрмитаж переменчив. Здесь всегда что-то происходит - экспонаты уезжают на выставки и реставрацию, возвращаются, перемещаются из зала в зал, обрастают историческими подробностями, связями, ассоциациями. И все это касается не только постоянных экспозиций, но и открытых фондов. В том числе хранения мебели отдела русской культуры.

Стальные кресла и деревянный мост. Как мебель путешествует по Эрмитажу | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Хранение мебели менее склонно к переменам, чем, скажем, Галерея костюмов. Однако и тут не обходится без новшеств, просто они приходят извне - из других фондов. Например, из той же галереи. Часть ее экспонатов постепенно, шаг за шагом просачивается в соседские витрины, осваивает и разнообразит их.

Так, рядом со шпалерами недавно разместились парадные платья фрейлин российского императорского двора, а около стула из Концертного зала Зимнего дворца (его легко узнать по спинке, выполненной в форме лиры) - костюм мальчика-певчего Императорской придворной певческой капеллы.

В новом свете предстал теперь и гарнитур, выполненный по рисункам архитектора Огюста Монферрана мастером Генрихом Гамбсом: две софы, кресла и ширма, украшенные малиновой обивкой, резьбой и позолотой.

Его история берет начало в 1830 году. Тогда Монферран создал для императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, новую гостиную в Зимнем дворце. Он украсил интерьер колоннами и пилястрами из серо-фиолетовой яшмы (поэтому зал назвали Яшмовой гостиной) и сам нарисовал эскизы мебели. Как выглядело это помещение, известно благодаря акварели Григория Чернецова (ее репродукция представлена в той же витрине, что и часть гарнитура).

Во время пожара 1837 года роскошную мебель удалось спасти - ее вынесли из огня вместе с другими ценностями. А спустя несколько лет вернули на то же самое место, но... совсем в другой интерьер. Яшмовая гостиная погибла, и при восстановлении дворца Александр Брюллов превратил этот зал в Малахитовый (часть гарнитура и сейчас остается там).

Малахитовая гостиная - один из самых известных интерьеров императорской резиденции. В этом покое официально представляли императрице дам, прибывающих ко двору. Павел Бажов упоминает его в сказе «Малахитовая шкатулка», где героиня «прислонилась к стенке малахитовой и растаяла». Забавно, но никаких малахитовых стен в зале нет, только колонны.

В этом же помещении одевали и причесывали к венчанию невест императорской фамилии. В том числе принцессу Алису Гессенскую, в православии Александру Федоровну, жену Николая II. Дню ее свадьбы посвящена композиция в витрине напротив - там представлено венчальное платье молодой императрицы и белый, траурный, туалет императрицы вдовствующей, мундир Николая II и облачения церковнослужителей.

Но и это не конец цепочки аллюзий. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года именно в Малахитовом зале собралось на заседание Временное правительство. Когда начался обстрел, было решено перейти в Белую столовую (окна которой выходят во внутренний двор, а не на Неву). Там члены правительства были арестованы.

В свою очередь Белая (Малая) столовая появилась во дворце в конце XIX века на месте Помпейской столовой, созданной Александром Брюлловым в то же время, что и Малахитовый зал. Это был один из самых необычных интерьеров. На его создание архитектора вдохновили древние Помпеи. Он был хорошо знаком с историей этого античного города, часто бывал на раскопках, оставил много описаний, коими щедро делился со своим братом, Карлом Брюлловым, автором знаменитого полотна «Последний день Помпеи».

До наших дней сохранились акварели с видами Помпейской столовой Зимнего дворца и стулья из нее - их тоже можно увидеть в открытом хранении. Формой они напоминают древнегреческие стулья-клисмосы (с выгнутыми наружу ножками). Спинки их украшены сценами из античной мифологии, выполненными как подражание вазописи. Мимо них не пройдешь, они просто притягивают взгляд.

Как и гарнитур (складной столик и два кресла), выкованный тульскими мастерами-оружейниками в XVIII веке. Эти вещи не только удивительно красивы (похожи на кружево, украшены позолотой и вороненой сталью), но и очень прочны. Они были сделаны для императрицы Елизаветы Петровны, которая часто переезжала с места на место, а позже принадлежали Екатерине II.

В годы правления этой просвещенной монархини тульские мастера наряду с оружием, военным и охотничьим, стали все чаще создавать разнообразные предметы бытового назначения. В том числе шахматы, шкатулки, подсвечники, табакерки, рукоятки зонтов, пуговицы, пряжки... И - да! - мебель, изготовленную с той же виртуозностью. Особенной популярностью пользовалась отделка стальными «диамантами» (ограненными наподобие алмазов). Украшенный ими стол-экран представлен сейчас на постоянной экспозиции, посвященной русской культуре XVIII века, в Зимнем дворце.

С основательницей Эрмитажа связан и другой необычный экспонат фондохранилища - модель деревянного однопролетного моста через Неву. Иван Петрович Кулибин предлагал перекинуть такой от Сенатской площади к Университетской набережной.

Он создал несколько вариантов проекта, раз за разом совершенствуя его. Была исполнена даже модель в одну десятую величины, которая подверглась испытанию на прочность и выдержала его. Однако современники так и не поверили в возможность реализации дерзкой идеи. Модель выставили для обозрения сначала во дворе Академии наук, затем — в Таврическом саду, где она и простояла до тех пор, пока не обрушилась.

До нашего времени сохранилась гравюра с видом так и не построенного моста и другая, небольшая, модель - та, что теперь хранится в Эрмитаже вместе с другими замечательными экспонатами и их историями, которые благодаря исследованиям сотрудников музея постоянно дополняются новыми деталями.

Пока Реставрационно-хранительский центр Эрмитажа можно посетить только виртуально: на официальном сайте музея.

#Эрмитаж #экспонаты #мебель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (6706) от 25.06.2020 под заголовком «Стальные кресла и деревянный мост».


Комментарии