Стали известны победители конкурса «Юный хореограф»
На сцене театра «Плоды просвещения» наградили победителей I городского конкурса «Юный хореограф» (номинация «Современная хореография»).
ФОТО предоставлено домом танца «Каннон данс»
Этот конкурс прошел в закрытом формате в Академии танца Бориса Эйфмана еще в начале весны.
18 марта должны были состояться финал и чествование лауреатов, однако из-за карантинных ограничений мероприятие удалось провести только в конце октября. Церемония награждения стала одним из событий развернутой концертной программы в рамках проектной лаборатории «Танец будущего». Название отсылает к одноименному эссе легендарной революционерки от хореографии Айседоры Дункан, призывавшей радикально пересмотреть общепринятые взгляды на танцевальное искусство. Ставка на эксперимент и новизну мышления, поиск и поддержка талантливых молодых авторов – приоритетные задачи лаборатории. Ее главным инициатором является санкт-петербургский дом танца «Каннон данс» под руководством Натальи и Вадима Каспаровых.
В первом отделении вечера публика увидела работы, созданные на пограничье видов искусства – танца и перформанса, живописи и музыки, театра и кинематографа. Искренностью и открытой эмоциональной экспрессией привлекла «Инвентаризация чувств» Маргариты Царевой. Это драматичная история любви, когда чувства героев уже утратили былую яркость. Самые интимные переживания и опыт – неизжитые обиды и психологические травмы, отчуждение и зависимость друг от друга, соблазн и жажда новых эмоций – в обрывках фраз и возникающих на наших глазах дуэтах. Хореограф вместе с режиссером Ксенией Никитиной точно расставляют драматургические акценты, меняя ритмы и па танго на отчаянные поддержки-объятия и сложные притяжения-отталкивания тел современного танца. Танцовщики Анна Климакова, Анжелика Дубинина и Евгений Бабок исполнили свои партии с такой пронзительной искренностью и самоотдачей, что возникало ощущение, будто мы видим не просто танец, а настоящую жизнь на сцене.
Танцевальная притча Breach (хореограф Маргарита Царева, режиссер Лана Кузнецова) навеяна картинами молодого китайского художника Ло Си. Авторам удалось создать многомерное визуально-пластическое высказывание, в котором хореографические и живописные образы находились в непрерывном диалоге. Танец разворачивался на фоне масштабной картины Angst (название отсылает к понятию метафизического страха, почерпнутому из немецкой философии), расположенной в глубине сцены, и становился выходом изображения из плоскости в объем. Выразительные переплетения тел, абстрактная графика танцевального рисунка, контрасты статики и динамики перекликались с полифигурностью и сложной ритмикой полотна Ло Си. Название спектакля (в переводе с английского – брешь, разрыв, нарушение) воспринималось метафорой бесприютности, утраченной цельности и вечного поиска точки опоры. Удачным решением явилось введение в спектакль солирующего музыканта (Илья Леонтьев), который активно взаимодействовал с танцовщиками. Мягкий засурдиненный тембр его трубы уподоблялся голосу надежды, за которую так отчаянно цеплялись герои.
Во втором отделении воспитанники Мастерской Валерии Каспаровой показали работы, созданные в жанре кинотанца. Карантинные ограничения не стали препятствием для юных хореографов, которые, находясь на самоизоляции, сами придумали, исполнили и срежиссировали танцевальные фильмы. Авторы удивили неожиданной для своего возраста серьезностью тем.
Проблема самопознания – в центре внимания Ники Калининой. В (авто)биографической работе Faces хореограф визуализирует юнговское представление о структуре личности. В трех частях фильма мы видим три ипостаси героини: романтичную барышню в окружении игрушек (Эго), потерянную девушку в урбанистических локациях (Персона) и роковую женщину-вамп (Тень). Драматургия фильма строится как процесс сближения и взаимопринятия этих архетипических образов.
Соло одиночества в замкнутом пространстве станцевала Елизавета Ротачева в Phase Five, использовав в качестве «партнеров» предметы мебели. Танцфильм выделялся умелым использованием кинематографических приемов. Рваный монтаж, игра планами и ракурсами, ритмические модуляции – все это наряду с танцем становилось слагаемыми повествования.
Память о тех, кто жил быстро и умер молодым, оживала в работе «27» Александры Юргенс. Уместное использование ретростилистики, винтажная VHS-картинка и микс из хитов рано ушедших рок-музыкантов в качестве музыкального сопровождения привносили в авторское высказывание эффект документальности и колорит эпохи.
Завершающим событием вечера стала церемония награждения. Дипломов и памятных подарков были удостоены Елизавета Ротачева (лауреат I степени, а также обладатель спецприза от Натальи Каспаровой) и Ника Калинина (лауреат II степени). По словам вручавшей награды Ольги Бойковой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Академии танца Бориса Эйфмана, конкурс «Юный хореограф» с 2021 года станет открытым и регулярным.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6804) от 12.11.2020 под заголовком «Хореографы будущего».
Комментарии