«Спектаклю нужен зритель». Режиссер Александр Петров – о жизни на карантине

Художественный руководитель музыкального театра «Зазеркалье» Александр ПЕТРОВ, как и его коллеги во всем мире, оказался в ситуации закрытого театра. Но не в правилах Петрова и любимого юными и взрослыми зрителями театра отчаиваться. Режиссер рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, чем сейчас занимается он и его подопечные, и о том, каким ему видится выход из карантина.

«Спектаклю нужен зритель». Режиссер Александр Петров – о жизни на карантине | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА

- Как вы лично восприняли известие о закрытии театров?

- Паники не было. Помню, что мне позвонил Георгий Исаакян (худрук музыкального театра им. Н. Сац. - Прим. авт.) и «поздравил с «чумным предвидением» - удачным спектаклем «Декамерон» (как вы помните, действие новелл проходит на фоне эпидемии чумы). Уже тогда было понятно, что полетят каникулярные спектакли, и экономика конца года пугала. Альтернативой казалась возможность репетировать на основной сцене массовые сцены «Отелло» Верди. Была построена выгородка на 80 человек, но на следующий день болезнь главного хормейстера свела эти надежды на нет. Решение закрыть репетиционный период было тяжелым. Выгородка необжитая стоит на сцене уже более месяца, как непоцелованная невеста.

- Не было мысли продолжить репетиции онлайн?

- Об этом бессмысленно было даже думать. Однако, чтобы учить материал, возникли новые возможности (в «Зазеркалье» сейчас активно разучивают «Свадьбу Фигаро» Моцарта). Концертмейстеры дома записывали «минус» в как бы арнонкуровских темпах (дирижер Николаус Арнонкур - один из пионеров исторически информированного исполнительства. - Прим. ред.). Каждый исполнитель дома записывал свою партию, радисты театра сводили дуэты, трио, квартеты и секстеты, а потом все присылалось мне, педагогам, музыкальному руководителю, и в онлайне мы делали разбор на контрольном уроке. Не занятая же в «Отелло» часть труппы со второй недели начала «лезть на стену» и стала записывать замечательные ансамбли - от русских народных песен до Chattanooga Choo Choo, которые сейчас можно найти и послушать на канале YouTube.

- Ваш театр тоже запустил линию спектаклей-онлайн. Как вы считаете, насколько эта мера способна компенсировать зрителям-поклонникам нехватку живых спектаклей? Видите ли вы в этом альтернативу развития театрального искусства?

- Спектакли онлайн были и до коронавируса. Лавина «онлайнов» стала естественной потребностью театров не потеряться, быть услышанными и увиденными. Был в этом и неизбежный мотив страха остановки бюджетного финансирования (к счастью, ложный). И, конечно, в этой лавине многие забывали, что спектакль онлайн должен быть снят не с одной камеры и не с одного микрофона. Поэтому художественный ущерб таких показов был очевиден. И мы не избежали этой участи, несмотря на очень большие цифры просмотров - от 60 до 85 тысяч зрителей, и это при нашем зале 400 мест!!!

Но все же спектаклю нужен зритель, сопереживающий в зале, а не дома, где можно отойти и выпить кофе. Кто-то едко и остроумно сравнил спектакль онлайн с сексом по телефону. Меня поначалу очаровывали бесплатные онлайн-сеансы фестивальных спектаклей из Экс-ан-Прованса, Зальцбурга, Эдинбурга, что-то я и прежде видел, что-то - нет, но, даже несмотря на необходимую профессиональную информацию, я с трудом дослушивал до конца. Исключение составила лишь опера «Кармен» в постановке Дмитрия Чернякова из Экс-ан-Прованса, которую я не видел ранее. Ее я досмотрел до конца и многим восхитился, но многое совсем не состоялось.

- В первые недели карантина многие деятели искусств говорили о том, как счастливы, что можно заняться тем, чем не удавалось заняться прежде. Чем занимаетесь вы?

- Живу на даче, колю дрова на зиму, сажаю цветы. Придумываю оперный мюзикл для самых маленьких про муравья - театр-то у нас все же детский! Этот мюзикл по пьесе Вадима Жука на музыку Романа Львовича называется «По земле, по воздуху и по воде». В основе пьесы - «Муравьишка» В. Бианки. Драматург Вадим Жук очень самобытно все придумал. У него главный герой - Мур, а героиня - Вейка, они очень напоминают Ромео и Джульетту, которые в финале не умерли. Театр-то детский, но все же «про любовь»!

- В прошлом сезоне вы удивили зрителей, представив столь разножанровые спектакли, как «Декамерон» по Боккаччо на музыку мадригалов Монтеверди с пикантными мизансценами и трогательный мюзикл Е. Подгайца «Алиса в Зазеркалье». Держите зрителей разного возраста на разных полюсах и разных жанрах.

- Думаю, что при этом разбросе у нас есть единый стержень. И в «Декамероне», и в «Алисе» истории про любовь. Да и в драматургии «Отелло» любовь не последняя категория. Перед спектаклем «Декамерон» мы с артистами за кулисами соединяем руки и говорим мантру «...и море, и Гомер, все движется любовью». Этот девиз для всех возрастов.

- Вы замахнулись на «Отелло» Верди - оперу, которая не по зубам даже многим театрам-тяжеловесам. Откуда такой кураж?

- Всякий музыкальный театр или оперный дом должен хотя бы однажды соприкоснуться с музыкой Верди. Это как Эверест для альпинистов. Можно, конечно, начинать с «Риголетто» или «Травиаты», но, когда есть такой тенор, как Дмитрий Каляка, это решает судьбу и «Зазеркалья», и Верди в нем.

- Показ оперы «Евгений Онегин» Чайковского как спектакля - номинанта «Золотой маски» пока не состоялся?

- Тут сложилась ситуация, как у Александра Сергеевича в его «Евгении Онегине», где есть некий «магический кристалл». Поэтому будет премия «Золотая маска» - будет и наш «Онегин». Мы очень надеемся.

- Как будет складываться судьба «Зазеркалья» на выходе с карантина? Как вы видите в целом картину возвращения театров к прежней жизни?

- С 1 июня все мы уходим в отпуск, а с 15 июля выходим и репетируем «Отелло». 4 сентября состоятся открытие сезона и премьера оперы, на которую приглашаем всех читателей «Санкт-Петербургских ведомостей»! Я предвижу огромные потери от коронавирусной остановки, предвижу сложности возврата людей в театральные залы - и экономические, и даже нравственные, после больничных коек и рефрижераторов у больниц. Мир получает сейчас колоссальную встряску, где политические амбиции государств оказываются тщетой! Я вижу начало другой эпохи со смертью циничного постмодернизма и приматом ценности человеческой жизни. Она должна стать главной ценностью. У этой новой, послевоенной и незащищенной эпохи искусство, увы, окажется в дефиците, который надо будет как-то восполнять. И вот тогда тяга к театру, к музыке может стать мощным противоядием от цифрового одиночества. Занавес поднимается.

#музыка #карантин #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (6683) от 21.05.2020 под заголовком «Вернуться к главной ценности».


Комментарии