Спасти деревянное наследие. Дачи в Старом Петергофе под угрозой разрушения

Первую экскурсию «Дачное наследие Петергофской дороги» организовала просветительская программа «Открытый город». Участники четырехчасовой поездки не только узнали противоречивую историю этих мест, связанных с семьей Бенуа, но и услышали про важность социального проектирования в деле сохранения культурного наследия.

Спасти деревянное наследие. Дачи в Старом Петергофе под угрозой разрушения | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Следы кампуса

Нашим гидом по малоизвестным широкой публике местам стала Евгения Петрашень, старший преподаватель СПбГУ. Десять лет она занимается проблемой сохранения трех деревянных дач и парка в Старом Петергофе на исторической дороге от Петербурга до Ораниенбаума. Дачи были построены на берегу Финского залива, буквально в метрах от воды. В начале ХХ века рядом находилась старинная деревня Бобыльская, ныне – поселок Просвещение.

Пока мы туда ехали, Петрашень рассказала, как дачи оказались под крылом Университета. В 1960-е годы в Петродворце было задумано строительство большого университетского кампуса. Кроме комплекса новых зданий факультетов в него должен был войти Биологический институт, расположенный в бывшей усадьбе Лейхтенбергских «Сергиевка», а также находящийся неподалеку дом отдыха «Учитель», который с 1920-х годов занимал дачи и несколько хозяйственных построек. Как знать, может, «отдых» спас деревянные дома от разборки на дрова. В начале 1970-х годов дом отдыха закрыли, а дачи передали Университету для создания спортивной базы.

Как известно, проект кампуса не был реализован, переехали только три факультета. База работала ни шатко ни валко, но был подготовлен проект реставрации трех дач, сделаны обмеры... После 1991 года эти документы отошли в разряд благих пожеланий. Позже был устроен конный клуб. Но если во времена дома отдыха одна лошадь по имени Рябинка питалась скошенной рядом травой и снабжала удобрением небольшой огород, то десять коней напрочь вытаптывали траву, вместо которой быстро появился кустарниковый самосев. С ним идет борьба по сей день.

Дачная драма

Подъезжаем к дачам. Первая картина ужасает – дача промышленника Людвига Крона, построенная, предположительно, по проекту Леонтия Бенуа, стоит, точнее было бы сказать, лежит, в руинах. Чудом держится стройная башня с остроконечным силуэтом, позволяющая судить о характере постройки.

Идем дальше. Дача архитектора Альберта Грубе, построенная им по собственному проекту, сохранилась лучше, она законсервирована. Петрашень поясняет появление на окнах баннеров с картинками из известной «Азбуки» Александра Бенуа. Они были сделаны на благотворительные пожертвования, чтобы показать историческую ценность деревянных дач. Кстати, на первую букву русского алфавита Бенуа выбрал слово «Арап». Так тогда называли африканцев, вспомним Абрама Ганнибала – арапа Петра Великого. Некоторое время на этой даче находилось общежитие для иностранных студентов ЛГУ. И там жили эфиопские учащиеся. Так неожиданно сходятся времена.

Дачи4_Пр.jpg

ФОТО АВТОРА

При виде третьего дома от души отлегло. Дача Михаила Бенуа, построенная по проекту его брата Леонтия, выглядит крепкой, все окна застеклены, на даче живет сторож. Только поделено на две части знаменитое окно на первом этаже, откуда многочисленные Бенуа наблюдали летние закаты. В начале ХХ века уже появились панорамные стекла. Фишка была в том, что Леонтий Бенуа рассчитал усадку сруба, чтобы стекло не треснуло. Первые гости, не замечая стекла, наивно спрашивали, почему не дует с берега, который в двух шагах.

Для кого резиденция

Но Петрашень предупреждает – обманчиво внешнее впечатление о состоянии и этой дачи. Мы аккуратно проходим только в ту самую гостиную, где расположено окно и находится небольшая выставка с эскизным проектом «Арт-резиденция СПбГУ». Он был представлен общественности два года назад, и тогда наша газета о нем рассказывала. Если совсем коротко, то основная идея – отреставрировать три деревянные дачи, объекты культурного наследия, редкие образцы готики – немецкой, французской и английской в дачной архитектуре рубежа XIX – ХХ веков, и приспособить их для мастерских художников, помещений для выставок, небольшого отеля в стиле Бенуа.

Но путь к этому непрост и долог. По словам Петрашень, когда десять лет назад она начинала заниматься проблемой спасения дач, то, как и многие, думала в советских категориях: «Университет должен, государство обязано». Но когда ознакомилась с темой поглубже, то выяснилось, что не все так просто. Пример: СПбГУ, понимая, что собственных средств на реставрацию нет, несколько лет пытался пристроить сложный объект в хорошие руки. Никто не соглашается его взять. Дачи надо реставрировать по строгим гиоповским правилам, а эксплуатация будет затруднена множеством ограничений. Начиная с того, что нужно восстановить столбчатую (частично заложенную) конструкцию фундаментов. Бенуа понимал, что во время наводнений вода будет затапливать фундаменты. Но потом она должна уйти, а не оставаться и увлажнять деревянные конструкции, как происходит сейчас.

Две дачи из трех находятся на особо охраняемой природной территории «Южное побережье Невской губы». Режим охраны культурного наследия требует частично удалить тростник, растущий в воде у берега, чтобы воссоздать исторический ландшафт, в частности причалы. А природоохранные требования запрещают уничтожать эти растения: в зарослях гнездятся и отдыхают птицы. И так далее.

На сегодня найдено одно решение – подать серию заявок на получение средств из Фонда президентских грантов и на проектирование, и на реализацию проекта реставрации дач. На проектирование потребуется примерно 20 млн рублей, это первый этап. Но, чтобы получить деньги, надо доказать экспертам: комплекс будет постоянно востребован значительным количеством людей. И не только после завершения всех работ. И что каждый этап будет иметь самостоятельную ценность. Здесь и появляется социальное проектирование, которое предшествует реставрационному. Необходимо ответить на вопрос: кто те люди, которым позарез необходима арт-резиденция, что они там найдут для себя? Какие изменения в жизнь аудитории принесет сам процесс проектирования и реставрации?

Одновременно продолжается работа на земле – проводятся субботники по уборке территории и очистке ее от самосева, в которых участвовали как волонтеры «Открытого города», так и сами универсанты. Ближайший субботник намечен на эти выходные.

Консультативную помощь проекту оказывают профессионалы-эксперты. Петрашень назвала Сергея Павлова, главного архитектора ГМЗ «Петергоф», который поддерживал проект «Арт-резиденции». К сожалению, он ушел из жизни в этом году. Команда проекта ищет новых друзей. В частности, сейчас архитекторы готовят проект реставрации кирпичной бани. Возможно, начав работы с нее, команда сможет получить первый практический результат.

Завершая экскурсию, Петрашень заметила, что ее вдохновляет опыт Антония Логинова, настоятеля храма Серафима Саровского в Старом Петергофе. Чтобы восстановить храм, ему потребовалось 20 лет. «Мы в середине пути», – говорит она.

Оптимизм – вещь хорошая, но проживут ли деревянные здания еще десять лет?

#экскурсии #Петергоф #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (7041) от 29.10.2021 под заголовком «Дачи во сне и наяву».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?