Соцреализм Николая Ионина показали на выставке в Музее искусства
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков открылась выставка «Советский романтик» - 40 картин и этюдов Николая Ионина (1890 - 1948) из собрания наследников художника. Название провокативно: Ионин долгие годы был вынужден работать под соцреалистический заказ.
Из серии «Севкабель». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Он известен публике по двум ранним портретам. Екатерину Ионину, свою жену (она же - сестра коллеги и друга Александра Самохвалова), художник изобразил в кокетливой белой шляпке. Такой была «продвинутая» советская женщина эпохи раннего социализма. Второй портрет «Голова женщины» - акварельное изображение загорелой крестьянки в платочке, на котором «отчеканены» серп и молот. Оба произведения находятся в собрании Русского музея. Ионин был учеником Петрова-Водкина, в 1922 году окончил петроградский ВХУТЕМАС, как тогда называлась реформированная Академия художеств. Женские портреты созданы под влиянием учителя...
Выставка в МИСПе показывает другого художника. «Сезаниста»,
создававшего картины «Синие кипарисы» и «Золотые недра и начало цивилизации». Последняя теперь воспринимается как экологический манифест: трижды подумай, прежде чем в погоне за недрами уничтожать гору. «Портрет Марии Самохваловой», сделанный на доске, напоминает символистские картины Эдварда Мунка.
Ионин надеялся обрести свое лицо, какое-то время был близок к объединению «Круг художников». Но потом пришел социалистический реализм. По воспоминаниям Германа Ионина, сына художника, тот был человеком непубличным, его тяготила необходимость изображать вождей и стройки первых пятилеток. Он искал отдохновение в пейзажах, созданных как в Киргизии - в эвакуации после первой блокадной зимы, так и в послевоенном Ленинграде. Таковы «Персиковое дерево на фоне неба» и «Румянцевский сквер. Старые деревья».
Но и в промышленных пейзажах были удачи. В серии «Севкабель» видно, как Ионин ищет выразительный образ, изображая бобину с только что намотанным на нее сверкающим проводом. Кстати, если внимательно присмотреться к облику здания, то в нем угадывается нынешнее популярное «креативное пространство».
Читайте также о том, что в центре Петербурга появилась первая легальная стена для граффити.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6445) от 24.05.2019 под заголовком «Сезанист из Страны Советов».
Комментарии