Состоялась онлайн-дискуссия «Музей и авторское право»

Одним из самых интересных «круглых столов» фестиваля «Интермузей-2020», состоявшегося в цифровом формате, стала дискуссия «Музей и авторское право».

Состоялась онлайн-дискуссия «Музей и авторское право» | РИСУНОК Сергея СЫЧЕНКО

РИСУНОК Сергея СЫЧЕНКО

Как работать с художниками и их наследниками. Кроме музейщиков в ней приняли участие юристы и издатели альбомов по искусству.

Ни разу не прозвучали слова «карантин», «пандемия» и тому подобные. Тон разговора задала издатель Александра Ерицян, она назвала две тенденции, которые «борются» в обществе. С одной стороны, в России формируется правовая культура, признание того, что авторы и собственники произведений искусства должны получать вознаграждение за их использование. Но надо помнить, что чем больше издатели платят за права, тем выше цена альбома для покупателя. А потребители этих книг в своем большинстве небогатые люди.

С другой стороны, в мире набирает силу тенденция по выкладыванию музейных коллекций в общий доступ, в том числе для коммерческого использования. Музеи, которые так поступают, компенсируют потери, встраиваясь в книжный, сувенирный, вещевой рынок. Это хорошо видно по музейным магазинам. Но есть важный нюанс - музеи предупреждают: у произведения, которое мы опубликовали, есть автор или другие обладатели прав на использование. С ними вам придется договариваться отдельно.

В своем комментарии адвокат Федор Никонов обратил внимание на то, что в Гражданском кодексе предусмотрено право, например, музея, демонстрировать произведение, находящееся в его коллекции, без согласия автора. Слово «демонстрировать» можно трактовать и как публикацию с использованием технических средств.

Взаимоотношения авторов с музеями и издателями - еще одна острая тема. Художники в абсолютном большинстве заинтересованы в показе своих работ на выставках, издании каталогов. Но и здесь много тонкостей. Как сообщила Анастасия Лесникова, куратор из музея «Гараж», авторы для аутентичного показа часто настаивают на определенном цвете стен, размере выставочного зала, высоте потолка и т. д. В случае если в проекте участвуют несколько десятков художников, переговоры могут длиться годами. Екатерина Рагозина, юрисконсульт ГМИИ, добавила, что если видеопроизведение существует в нескольких равноценных экземплярах, то музей при создании выставки оговаривает условие: автор не будет демонстрировать другие экземпляры одновременно в ином месте.

По словам Ерицян, издательства тратят много сил на то, чтобы получить разрешение на публикацию фрагментов. Авторы требуют показать, в каком контексте будут использованы их произведения. Эрик Вальдес-Мартинес, еще один юрист, участник дискуссии, уверен, что все эти претензии законные и надо договариваться.

«Интермузей-2020», по традиции, завершился объявлением победителей фестивального конкурса. ГМЗ «Царское Село» победил в номинации «Научно-исследовательская, реставрационная работа» за возрождение церкви Воскресения Христова и Лионского зала Екатерининского дворца. Музейным менеджером года названа Елена Лезик, директор Музея обороны и блокады Ленинграда. Лучшим малым музеем России назван Дом-музей Ивана Бунина в городе Ефремов.

#музей #право #юристы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6691) от 02.06.2020 под заголовком «Фрагмент в контексте».


Комментарии