Собиратели шедевров. В Эрмитаже представили коллекцию братьев Морозовых

Сегодня в эрмитажном крыле здания Главного штаба открывается выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры».

Собиратели шедевров. В Эрмитаже представили коллекцию братьев Морозовых | Фото Алексея Бронникова

Фото Алексея Бронникова

Эта выставка - сама по себе событие. Собрание братьев Морозовых, сто лет назад разлученное (разделенное по разным музеям), на время соединилось вновь. Хоть и не в полном объеме, а все-таки... Но есть и еще более важный момент - эта экспозиция лишь часть «венка», сплетенного музейной дипломатией в память о великих коллекционерах.

Совсем недавно в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открыли выставку, посвященную не менее известному собирателю Сергею Щукину и его тоже отдавшей дань изящным искусствам семье. Как обещает Михаил Пиотровский, в следующем году большая выставка о Морозовых пройдет в Париже (она включит в себя и их русские коллекции, в Петербург не приехавшие). После этого Щукины побывают в Петербурге, а Морозовы - в Москве.

«Все выставки очень разные, - говорит директор Эрмитажа. - Московские призваны возродить память о той удивительной культурной атмосфере, которая сложилась в Москве в конце XIX века в среде «бизнесменов» со старообрядческими корнями, увлекательную и часто трагическую историю семей... Петербургские же помещают их собрания в богатейший контекст мирового искусства и показывают, насколько уровень вкуса и прозорливости московских коллекционеров, в частности Морозовых, соответствовал прозорливости царственных собирателей Эрмитажа».

Одним из первых выставку в Главном штабе посетил Бернар Арно, президент группы компаний Louis Vuitton Moet Hennessy (именно в Фонде Louis Vuitton будет показана в 2020-м ее парижская версия). Французскому гостю особенно понравился воссозданный в Главном штабе Музыкальный салон Ивана Морозова (именно для него была когда-то написана Морисом Дени серия панно «История Психеи»). Это почти точная копия того самого салона, где меценат и коллекционер принимал друзей.

Выставка посвящена двум братьям Морозовым - Михаилу и Ивану (младший, Арсений, в деятельной любви к живописи замечен не был). Однако из 140 представленных на ней картин всего около 15 происходят из коллекции старшего. Михаилу было отведено судьбой не так много времени - он умер в 33 года. И все-таки успел достаточно для того, чтобы остаться в памяти и современников, и потомков.

Старший Морозов окончил историко-филологический факультет Московского университета, писал исторические исследования и первым из братьев увлекся собирательством. Среди его друзей числились Валентин Серов, Михаил Врубель, Василий Суриков. Поначалу он и коллекционировал именно их работы, которые, по его завещанию, поступили в Третьяковскую галерею. Русской части собрания Морозова нет на выставке в Эрмитаже. Зато Третьяковка предоставила для нее замечательные портреты Ивана и Михаила кисти Валентина Серова.

Именно Михаил первым обратил внимание и на западноевропейскую живопись. Из его коллекции происходят эрмитажные шедевры - «Портрет актрисы Жанны Самари» Огюста Ренуара и «Поле маков» Клода Моне. Именно Михаил открыл для России Гогена, привез первую картину Ван Гога. И, конечно, его вкус не мог не оказать влияния на брата.

Тот прожил дольше и сделал намного больше и как предприниматель, и как коллекционер. Зато и бед на его долю выпало немало. После революции Иван Морозов стал в своем бывшем особняке, специально перестроенном под собрание живописи, заместителем хранителя коллекции - уже не своей, национализированной. В 1919 году все-таки уехал с семьей в эмиграцию в Париж, где через два года умер, не дожив до пятидесятилетия.

Со временем коллекции братьев Морозовых и Сергея Щукина, какое-то время хранившиеся в специально учрежденном Музее нового западного искусства, были разделены между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, кое-что оказалось в Третьяковской галерее. Постепенно стали забываться и судьбы великих собирателей, и происхождение шедевров. Теперь музеи объединились для того, чтобы напомнить - незаменимые люди были, есть и будут. И это не только творцы, но и те, кто творцов поддерживает.

Для любителей легкой, сияющей живописи на выставке представлены два портрета Жанны Самари кисти Огюста Ренуара, хранящиеся теперь в разных музеях. Для ценителей - два очень похожих друг на друга и все-таки разных натюрморта Сезанна: «Персики и груши» из Пушкинского музея и эрмитажный «Натюрморт с драпировкой». А также единственный картон Тулуз-Лотрека «Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки Linger, Longer, Loo» из Москвы.

Для страстных натур - два пейзажа Ван Гога (совсем небольшое «Море в Сент-Мари», кажется, дышит соленой свежестью, осыпает зрителя брызгами). Для склонных к анализу и синтезу - знаменитый «Портрет Амбруаза Воллара» Пабло Пикассо, одно из первых произведений кубизма. Есть очаровательные пейзажи Клода Моне, мягкие пастели Дега, пышущие жаром творения Гогена. И многое другое - все то, что лучше увидеть своими глазами.

Читайте также о том, что состоялась выставка работ костореза Якова Серякова

#Эрмитаж #Главный штаб #коллекционеры #выставка #братья Морозовы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6464) от 21.06.2019 под заголовком «Собиратели шедевров».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?