Со дня рождения Рембрандта исполняется 415 лет

Торжеств по этому поводу не будет, дата не круглая, да и до ковида, в 2019 году, в мире успели отметить 350 лет со дня смерти голландского художника. Но мы все же вспомним о его дне рождения – Рембрандт для нас человек не чужой.

Со дня рождения Рембрандта исполняется 415 лет | Офорт Рембрандта. Автопортрет с выпученными глазами. 1630 г. Фото Михаила ФОМИЧЕВА / ТАСС

Офорт Рембрандта. Автопортрет с выпученными глазами. 1630 г. Фото Михаила ФОМИЧЕВА / ТАСС

Спасибо императрице Екатерине II, основательнице Эрмитажа. Благодаря ее усилиям и вкусу Эрмитаж сегодня обладает лучшим собранием работ художника за пределами Голландии. «Флора», «Даная», «Возвращение блудного сына» –  эти картины, кажется, вошли в наше сознание с детства.

«Рембрандт давно уже стал частью русской души», –  сказал на открытии грандиозной выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» владелец этого 

собрания миллиардер Томас Каплан. И гордо добавил, что его часто сравнивают с Екатериной Великой: «Говорят, что мы с женой покупаем картины с русским размахом!».

Только Рембрандт и Леонардо могли раньше, до пандемии, соперничать с количеством туристов, желающих лицезреть часы «Павлин» в Павильонном зале.

–  Самый большой поток идет утром, часов до двух, –  рассказывала мне однажды смотрительница зала Рембрандта. –  Народу столько, что нас, смотрителей, просто выталкивают из залов. Потом пару часов поменьше людей, а затем новая волна.

И только иногда, зимой, в тихие дни после рождественских каникул, можно было спокойно, без толкотни и духоты смотреть на его картины. И наблюдать за лицами людей, стоявших перед ними. Как они меняются, светлеют. Есть хороший документальный фильма Павла Когана, снятый в 1966 году в Эрмитаже, –  «Взгляните на лицо». Там скрытой камерой две недели снимали людей, смотревших на «Мадонну Литту» Леонардо.

Про зрителей, смотрящих на «Блудного сына», «Данаю» или «Портрет старика в красном», никто из наших режиссеров фильм не снял. Возможно, это впереди.

Во время Международного культурного форума в Петербург приезжал голландский режиссер Йос Стеллинг. Один из его фильмов посвящен Рембрандту.

–  Полотна Рембрандта я впервые увидел в восемь лет, когда мама привела меня в Рейкмузеум на большую выставку, –  рассказывал он журналистам. –  Меня покорили не столько картины Рембрандта сами по себе, сколько лица людей, которые на них смотрели. И впоследствии я уже смотрел на шедевры художника глазами всех этих людей. Я понял, что в его живописи есть что-то по-настоящему религиозное.

На фотографиях блокадной поры мы видим знаменитый рембрандтовский зал № 254 с пустыми рамами. Картины эвакуированы. Понимаешь, как хрупка цивилизация. И расхожая древняя мудрость «Жизнь коротка, искусство вечно» не верна. Шедевры живописи тоже могут исчезнуть, им угрожают время, варвары, войны, катастрофы.

Эрмитажные реставраторы хорошо помнят 15 июля 1985 года, когда сумасшедший облил «Данаю» кислотой, а потом нанес ей несколько ударов ножом. Реставрация картины длилась почти 12 лет. Стоит вспомнить имена высококлассных реставраторов: Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков, Татьяна Алешина.

А вот имя преступника, признанного судом невменяемым, напоминать не будем. На пресс-конференции, предварявшей открытие выставки, посвященной истории спасения рембрандтовского шедевра, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский тоже не назвал имя вандала, заметив, что единственное наказание для современного Герострата –  забвение.

14 октября 1997 года картина вернулась в залы музея.

Много написано о знаменитой светотени Рембрандта, о золотистом свете, который пробивается сквозь тьму. Не буду цитировать искусствоведов, лучше вспомню фрагмент из стихотворения Бродского о рембрандтовских офортах:

«Но так ли надо страшиться мрака? Потому что мрак всего лишь форма сохраненья света от лишних трат, всего лишь форма сна, подобье передышки. А художник –  художник должен видеть и во мраке.

Что ж, он и видит. Часть лица. Клочок какой-то ткани. Краешек телеги. Затылок чей-то. Дерево. Кувшин. Все это как бы сновиденья света, уснувшего на время крепким сном.

Но рано или поздно он проснется».

#художник #Рембрандт #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (6966) от 15.07.2021 под заголовком «Он видел и во мраке».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?