Смотреть руками. В Эрмитаже проходит инклюзивный фестиваль «Искусство в ощущениях»

Фестиваль продлится до 15 октября. 12+.

Смотреть руками. В Эрмитаже проходит инклюзивный фестиваль «Искусство в ощущениях» | ФОТО Светланы РАГИНОЙ/предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО Светланы РАГИНОЙ/предоставлено пресс-службой Эрмитажа

В программе — экскурсии, арт-­медиации, мастер-классы. Одни ориентированы на незрячих и слабовидящих детей и взрослых, другие — на людей с особенностями ментального развития и нарушениями опорно-двигательной системы. Для глухих и слабослышащих посетителей сотрудники музея тоже подготовили специальные события. Особое внимание уделили людям с расстройством аутистичес­кого спектра, которые имеют свои особенности восприятия мира и для которых очень важна возможность прикоснуться к предмету.

Запланированы лекции с переводом на русский жестовый язык для всех, кто успеет зарегистрироваться. Гостям фес­тиваля расскажут о жестах в произведениях старых мастеров и художников эпохи ампира. Лекционную часть дополнит небольшой концерт: дети и подростки с нарушениями слуха исполнят песни на русском жестовом языке.

А еще на экспозиции «Под знаком Орла. Искусство ампира» рядом с оригинальными памятниками установлены три тактильные копии. Это макеты каминных часов «Минин и Пожарский», фарфоровой вазы из сервиза Евгения Богарне и консольного столика с мозаичной столешницей «Морское дно».

Как были выбраны именно эти предметы? Сначала сотрудники Эрмитажа составили список экспонатов, интересных с художест­венной и исторической точек зрения. Затем обратились за советом к представителям сообществ слабовидящих, чтобы те помогли оценить ясность форм и выразительность фактур. В качестве консультанта в проект пригласили Ию Ростомашвили, доцента кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, директора некоммерческой организации «Санкт-Петербургский центр социокультурных практик «Большие возможности». Последнее слово сказали те, кто взялся изготовить тактильные модели — исходя из своих возможностей, технологий.

Затем макеты смоделировали и напечатали на 3D-принтерах, их обработал скульптор. Важной частью процесса стал выбор покрытия, которое должно быть не только красивым, имитирующим позолоту или фактуру камня, дерева, фарфора, но и прочным, ведь эти предметы будут «смотреть руками».

Копии передают пластические и стилистические особенности, цветовую гамму оригиналов, но отличаются размерами и некоторыми деталями — для удобства тактильного восприятия. Посетители с нарушением зрения могут прослушать тифлокомментарий — звуковое описание.

Тактильные экспонаты останутся на экспозиции и после завершения фестиваля. Такие предметы уже есть в залах Нового Эрмитажа — их установили там год назад в рамках первой части проекта «Искусство в ощущениях», она была посвящена Античности. Это модели знаменитой Камеи Гонзага, древнеримского бюста Афины, скульп­туры «Ягненок на жертвеннике», группы «Геракл, борющийся со львом» и статуи Сераписа, эллинистического бога плодородия и загробного мира. В нынешнем году программа фестиваля знакомит его участников с искусством ампира. И теперь посмот­реть на памятники искусства не только глазами, но и руками можно в Главном штабе.


#фестиваль #Эрмитаж #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7511) от 28.09.2023 под заголовком «Смотреть руками».


Комментарии