Слон, божества и сирень. Что можно увидеть во дворе Кунсткамеры?

Это место намного моложе самого музея. Кунсткамере, старейшему музею России, больше трехсот лет, ее двору — немногим более сотни. Он появился после того, как был достроен музейный корпус по Таможенному переулку. До этого здесь был пустырь и стояли дровяные сараи.

Слон, божества и сирень. Что можно увидеть во дворе Кунсткамеры? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Так бы и оставался этот двор ничем не примечательным петербургским «колодцем», если бы в середине 1960‑х годов по инициативе Ростислава Кинжалова, заведовавшего тогда в Кунсткамере отделом этнографии Америки, не были перенесены во двор из временного хранилища несколько железобетонных копий фигур загадочной культуры Сан-Аугустина. Как нам рассказали в Кунсткамере, культура Сан-Аугустина существовала примерно между V веком до н. э. и V веком н. э. Ее многочисленные памятники обнаружены на территории юго-западной Колумбии. Каменные изваяния изображают антропоморфных и зооморфных божеств (ягуар, лягушка, орел, обезьяна, летучая мышь), которых устанавливали в полуподземных святилищах.

В 1913 году железобетонных божеств привез в Кунсткамеру из Германии Лев Штернберг, хранитель музея. Копии были сделаны по гипсовым слепкам, которые снял с оригиналов этнограф Карл Теодор Штепель. Он изучал монументальные каменные статуи в местечке Сан-Аугустин (южная Колумбия), откуда произошло название культуры. В начале 1970‑х годов колумбийский кинорежиссер Альфредо Санчес снял небольшой фильм о «ленинградском оазисе» Сан-Аугустина.

Необычные изваяния породили несколько городских легенд. Главная — рядом с божествами нельзя врать. Говорят, что девушки назначают свидания молодым людям во дворе Кунсткамеры, чтобы проверить их чувства.

Еще один обитатель двора — слон из проволоки — появился здесь в 2019 году, когда Кунсткамера впервые участвовала в «Ночи музеев». Эта скульптура отсылает к известному стихотворению Ивана Крылова «Любопытный», в котором посетитель Кунсткамеры начала XIX века делится своими впечатлениями от увиденного в музее. Басня заканчивается фразой, которая стала крылатой: «Слона‑то я и не приметил». В середине XIX века чучело слона перевезли из Кунсткамеры в Зоологический музей.

В мае 2022 года к 350‑летию со дня рождения Петра Великого, основателя Кунсткамеры, во дворе были высажены два куста сирени сортов «Красавица Москвы» и «Андрюша Громов», названного селекционером Леонидом Колесниковым в честь ученика и коллеги Андрея Громова. Кстати, несколько лет назад в архиве был обнаружен документ от 1715 года о приказании Петра закупить сирень: «белаго и синяго кустов по полтараста или более».

Нынешней осенью во дворе Кунст­камеры начнутся реставрационные работы. Будет обновлено булыжное мощение, проложена дорожка для маломобильных, облагорожены тропинки. Вместо прихотливых вязов появятся мелколистные липы.


#кунсткамера #двор #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (7225) от 04.08.2022 под заголовком «Двор Кунсткамеры: слон, божества и сирень».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?