Слон, божества и сирень. Что можно увидеть во дворе Кунсткамеры?
Это место намного моложе самого музея. Кунсткамере, старейшему музею России, больше трехсот лет, ее двору — немногим более сотни. Он появился после того, как был достроен музейный корпус по Таможенному переулку. До этого здесь был пустырь и стояли дровяные сараи.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Так бы и оставался этот двор ничем не примечательным петербургским «колодцем», если бы в середине 1960‑х годов по инициативе Ростислава Кинжалова, заведовавшего тогда в Кунсткамере отделом этнографии Америки, не были перенесены во двор из временного хранилища несколько железобетонных копий фигур загадочной культуры Сан-Аугустина. Как нам рассказали в Кунсткамере, культура Сан-Аугустина существовала примерно между V веком до н. э. и V веком н. э. Ее многочисленные памятники обнаружены на территории юго-западной Колумбии. Каменные изваяния изображают антропоморфных и зооморфных божеств (ягуар, лягушка, орел, обезьяна, летучая мышь), которых устанавливали в полуподземных святилищах.
В 1913 году железобетонных божеств привез в Кунсткамеру из Германии Лев Штернберг, хранитель музея. Копии были сделаны по гипсовым слепкам, которые снял с оригиналов этнограф Карл Теодор Штепель. Он изучал монументальные каменные статуи в местечке Сан-Аугустин (южная Колумбия), откуда произошло название культуры. В начале 1970‑х годов колумбийский кинорежиссер Альфредо Санчес снял небольшой фильм о «ленинградском оазисе» Сан-Аугустина.
Необычные изваяния породили несколько городских легенд. Главная — рядом с божествами нельзя врать. Говорят, что девушки назначают свидания молодым людям во дворе Кунсткамеры, чтобы проверить их чувства.
Еще один обитатель двора — слон из проволоки — появился здесь в 2019 году, когда Кунсткамера впервые участвовала в «Ночи музеев». Эта скульптура отсылает к известному стихотворению Ивана Крылова «Любопытный», в котором посетитель Кунсткамеры начала XIX века делится своими впечатлениями от увиденного в музее. Басня заканчивается фразой, которая стала крылатой: «Слона‑то я и не приметил». В середине XIX века чучело слона перевезли из Кунсткамеры в Зоологический музей.
В мае 2022 года к 350‑летию со дня рождения Петра Великого, основателя Кунсткамеры, во дворе были высажены два куста сирени сортов «Красавица Москвы» и «Андрюша Громов», названного селекционером Леонидом Колесниковым в честь ученика и коллеги Андрея Громова. Кстати, несколько лет назад в архиве был обнаружен документ от 1715 года о приказании Петра закупить сирень: «белаго и синяго кустов по полтараста или более».
Нынешней осенью во дворе Кунсткамеры начнутся реставрационные работы. Будет обновлено булыжное мощение, проложена дорожка для маломобильных, облагорожены тропинки. Вместо прихотливых вязов появятся мелколистные липы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (7225) от 04.08.2022 под заголовком «Двор Кунсткамеры: слон, божества и сирень».
Материалы рубрики
В Кронштадте продолжается реставрация Владимирского собора
Императору починят сапоги. Памятник Павлу I отреставрируют
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии