Скрипка на карантине. Мария Крестинская – о цене музыкальной независимости
Марию Крестинскую знают прежде всего как многолетнюю участницу фестиваля Earlymusic, проведения которого в Петербурге ждут осенью. Объектом своей исполнительской страсти скрипачка выбрала музыку барокко, где добилась очень больших успехов, включая победу со своим ансамблем Barocco Concertato в одном из престижных состязаний – конкурсе имени ван Вассенара в Утрехте. Мария КРЕСТИНСКАЯ рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, какова цена музыкантской независимости.
Фото Елены ВАСИЛЬЧЕНКО
- Вы - убежденный «свободный художник», фрилансер, сотрудничающий с ансамблями, прежде всего с La Voce strumentale под руководством Дмитрия Синьковского, выступающим за рубежом. Границы закрылись - что стало с вашими концертными проектами?
- Мои зарубежные концерты не отменились, их перенесли на год или где-то даже на два. А поскольку они не отменились, то никакой компенсации за них никто не получил. В России же нет системы поддержки фрилансеров...
Мне повезло, есть надежный тыл, муж, я могу спокойно сидеть дома, не думая о том, что меня ждет завтра. Я сейчас зарабатываю уроками онлайн с детьми и взрослыми. На время карантина мы с детьми перебрались в деревню в Вологодской области. Я занимаюсь на скрипке каждый день около четырех часов. Кроме того, осваиваю новые для себя занятия, например, учусь рисовать. Посадила огород. Много времени отдаю семье, занимаюсь детьми.
- Чем ознаменовался для вас минувший, досрочно завершенный сезон?
- В последний год у меня было много сольных проектов, много хороших выступлений с ансамблем La Voce strumentale. Мы выступили на всех ведущих барочных фестивалях в Германии, Австрии, были великолепные концерты во Франции, в том числе на фестивале старинной музыки в Амброне, откуда были трансляции на всю Францию и Европу, записывались на канале Mezzo. Я исполняла там концерт для виолы д,амур Вивальди сольно, выступала с Лукой Бьянка и с оркестром. Сейчас у нас сорвалось около двадцати пяти концертов. У меня был запланирован сольный концерт на барочном фестивале в Хельсинки в Вантаа, в Эстонии, Вене - все по моему новому диску Мадониса, который большим тиражом вышел как раз перед карантином в феврале. Но я его даже не могу привезти в Россию из-за закрытых границ, он остался за рубежом.
Концерты нашего ансамбля в «Зарядье» отменились до 2021 года. Все гастрольные выступления отменены до декабря. Может быть, состоится мой концерт на фестивале Earlysmusic. Это будет программа, посвященная скрипке соло, начиная от Локателли, Тартини до Компаньоли и Паганини, которую я сейчас и готовлю. Свой карантин я и провела в ее подготовке.
- Может сказаться пауза на качестве исполнения?
- Не думаю. Все мы слишком много лет уже посвятили музыке.
- Обсуждались идеи онлайн-концертов?
- Для того чтобы провести концерт в этом формате, в него надо хорошенько вложиться: в звукорежиссера, видеорежиссера. Все эти домашние радости, снятые на айфон, это не концерт. Если я начну что-то играть из кухни под видом онлайн-концерта, я считаю, будет просто обман. Другое дело, если ты записываешь аудио или видео профессионально. Но в это надо вкладываться, оплачивать аренду зала. Залы в Петербурге в отличие от Москвы не предоставляют площадки для онлайн-концертов безвозмездно. Но в Москву я не поехала, потому что семья была резко против моих отлучек.
- Насколько велик эффект от онлайн-занятий?
- С нуля вообще невозможно заниматься онлайн. Когда я вижу анонсы о том, что вы научитесь играть на скрипке за два месяца, меня это смешит, потому что я трачу на это до сих пор очень много времени. Если заниматься постановкой рук, то эффекта не будет никакого - это очень индивидуальный процесс, который требует личного контакта. А вот рассказывать о барочном стиле, чем отличается соната от партиты, французский стиль от итальянского, это вполне возможно, как теоретические знания. Если же говорить о тонкостях звукоизвлечения, то онлайн-уроки не самое лучшее, что можно предложить. Звук нужно слышать и чувствовать вживую. Даже лучшие микрофоны передают звук с искажением. Заниматься фразировкой, стилистикой исполнения реально, а постановкой рук и звуком - нет. Объяснить, как отличается звук при прикосновении к жильной струне от струны в обмотке, вполне возможно. Встречаешься после таких занятий с учеником и понимаешь, что он очень много усвоил. Это такое информационное подспорье в летнее время.
- В Петербурге до сих пор нет места исторически информированному исполнительству. Хотя бренд нашего города должен быть связан со старинной музыкой самым прочным образом. Петербургская Консерватория почему-то не хочет создавать факультет старинной музыки, который очень успешно при этом существует в московской.
- Да, увы, в нашем городе не запланировано никакого места для исторически информированного исполнительства и образования в этом направлении. Ситуация с годами не меняется никак.
Перед самым карантином я запустила свою студию барокко. Набралось больше десятка студентов, часть из них прошли со мной мастер-классы по партитам и сонатам Баха, всем очень понравилось. Мы ждем, когда наконец будет можно провести такую академию, которую я задумала организовать в Центре Елены Образцовой. Хотелось бы провести ее в присутствии слушателей. Думаю, что все должно получиться в итоге.
В любом случае мы сталкиваемся с тем, что исполнение барочной музыки - Вивальди, Баха, Генделя - сегодня уже не может выглядеть в стиле ХХ века. Идеи, которые принесли лучшие исполнители второй половины ХХ века, уже полностью сформированы. Остается только их копировать. Когда выдающаяся скрипачка Мария Леонхардт, вдова великого голландского клавесиниста и органиста Густава Леонхардта, позанималась со мной впервые, у меня было ощущение, что открылся новый мир. Но и это было уже двадцать лет назад, когда я начала целенаправленно заниматься барокко. В то время формировался такой костяк, который мог бы закрепиться в Петербурге на уровне образования. Почему-то это сорвалось.
Сейчас, мне кажется, нужно попробовать сдвинуть ситуацию вновь. Посмотреть, как формировалась музыка хотя бы с конца XVI века, чтобы больше был понятен Бах. Что он имел в виду, что это за танцы, которые он писал? Это не танцы, под которые танцевали, а танцы, дающие ключ к секрету, каким образом сохранять ритм, как его держать. Мне кажется, каждый музыкант сегодня должен об этом знать. Это должны знать музыканты в консерватории. Мне очень повезло, что курс истории зарубежной музыки читал Михаил Петрович Мищенко, которого очень интересовали все эти аспекты.
Посмотрим, как все будет развиваться. Но мне кажется, любой человек искусства, занимающийся любимым делом не за деньги, а потому что это составляет суть его жизни, все равно не прекратит этим заниматься ни при каких условиях. Он продолжит идти до конца... Я использовала время карантина для улучшения версий себя. Благо есть такая возможность, за что я могу только сказать спасибо. Буду готовиться к новым дискам.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116(6714) от 08.07.2020 под заголовком «Скрипка соло на карантине».
Комментарии