В «Манеже» представили книгу об истории арт-рынка Петербурга

В ЦВЗ «Манеж» состоялось представление новой книги Дмитрия Северюхина «Три века художественного рынка Санкт-Петербурга, или Проза художественной жизни». Среди источников автор часто цитирует тексты из газеты «Санкт-Петербургские ведомости», опубликованные в XVIII веке.

В «Манеже» представили книгу об истории арт-рынка Петербурга | Иллюстрация Annette-Shaff/shutterstock.com

Иллюстрация Annette-Shaff/shutterstock.com

Одной из первых государственных программ поддержки арт-рынка стало создание в начале 1766 года при Академии художеств коммерческого подразделения, которое называлось «Факторская». Тогда «СПб ведомости» сообщали, что «в Императорской Академии художеств будут продаваться с публичного торга во весь Великий пост до Страстной недели по средам в 4 часу пополудни производимые при оной Академии картины, гипсы, эстампы и прочие вещи, о чем сие объявляется».

А самый первый арт-аукцион состоялся двумя годами ранее. Президент АХ Иван Бецкой распорядился провести торги для сбора средств на устройство академического театра: «Для отвращения мыслей ученических во время праздное от скуки, причиняющей угрюмость...». Было собрано 372 рубля, очень приличные по тем временам деньги.

В 1779 году один из первых в России художественных магазинов - «эстампный кабинет» открыл итальянский купец Андрей Роспини. Через несколько лет начал работу магазин Германа Клостермана, торговавшего картинами, гравюрами и первым изданием комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Этот магазин находился в доме № 8 по Невскому проспекту, где сейчас работает Лавка художника. Любопытно, что по тому же адресу в 1826 году открылась «Факторская» Андрея Прево, которую он создал при Обществе поощрения художеств по образцу «Факторской» АХ. В книге опубликован список 125 художественных магазинов, которые существовали в Петербурге - Петрограде в 1892 - 1917 годах.

Одна из самых интересных глав 700-страничной книги называется «Художник и деньги». В ней рассказано, как художники просили покупателей не говорить о реальной цене картин, а называть в разговорах более высокую. Покупатели, наоборот, стремились всячески «снизить» свои реальные затраты.

Среди ценовых рекордов XIX века Северюхин выделил два. В 1864 году Александр II купил «Тайную вечерю» Николая Ге за 10 тысяч рублей. В 1892-м будущий император Николай II приобрел картину «Покорение Сибири Ермаком» за 40 тысяч рублей.

#книга #история #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (6401) от 18.03.2019 под заголовком «Сколько лет Лавке художников».


Комментарии