Сколько позволяет дар. Елена Панкратова выступила в партии Кундри опере «Парсифаль»

Сопрано Елена Панкратова выступила в партии Кундри в опере «Парсифаль» Вагнера. А Пласидо Доминго вернул долг слушателям Мариинского театра после летней отмены своего выступления, представ в облике сначала корсара, а потом и дожа Симона Бокканегры в одноименной опере Верди.

Сколько позволяет дар. Елена Панкратова выступила в партии Кундри опере «Парсифаль» | (с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

(с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

Елена Панкратова включила Мариинский театр в график своих выступлений несколько лет назад с первого же выхода в партии Зиглинды в «Валькирии» в 2014 году Вагнера, исполнив в том же году Одабеллу в «Аттиле» Верди и титульную роль в «Турандот» Пуччини. За эти годы она очень высоко зарекомендовала себя здесь в партиях Штрауса, Вагнера, Пуччини и Верди.

Русская школа (Панкратова училась в Екатеринбурге и Петербурге) соединилась в ее исполнительстве с немецкой дисциплиной, богатая вокальная природа - с расчетливой техникой. Она с редким бесстрашием освоила и продолжает осваивать партии, которые принято считать сложнейшими в репертуаре драматического сопрано. Роскошный объем голоса Елены настроен на идеальное дыхание, ее страстность и эмоциональность всякий раз поверяются самоконтролем, ясностью мыслей и каким-то буддистским спокойствием. Все это чувствовалось в «Женщине без тени» и «Электре» Штрауса, и в «Турандот» Пуччини, и в «Силе судьбы» Верди, где Елена исполняла Леонору.

Так случилось и в «Парсифале» Вагнера в партии Кундри, которую Елена исполняла на знаменитом Байройтском фестивале. Роль женщины-странницы между мирами и столетиями, женщины-слуги, бегающей от дьявола к богу, от тьмы к свету, является колоссальным вокально-драматическим испытанием для певицы. Героиня должна обладать богатейшей палитрой интонаций для воплощения Кундри, в образ которой Вагнер вписал полярные противоречия, раздирающие женскую натуру.

Елена славится предельной точностью выполнения режиссерского рисунка, хотя, кажется, готова и сама стать режиссером. Актриса преображалась, изумляя феноменальной симфонической легкостью, естественностью и фантастическим полнозвучием голосоведения, как если бы пела не Вагнера, а Беллини. Триумф в оркестре ей обеспечивал маэстро Валерий Гергиев, и сам, кажется, загипнотизированный талантом Панкратовой.

Симон Бокканегра стал когда-то для Пласидо Доминго первой баритоновой партией после его расставания с теноровым амплуа. Сегодня певцу уже не так просто передвигаться по сцене, хотя он умудрялся даже падать, согласно рисунку роли. Но что восхищает и изумляет сегодня и поклонников и завистников, так это его феноменальной бодрости и тонуса голос. Так долго пел и играл на сцене мало кто из певцов прошлого и настоящего. Доминго словно задает новые стандарты, призывая петь столько, сколько позволяет дар. В «Симоне Бокканегре» так пригодились мудрость и опыт Доминго, они отражаются в каждой ноте арий, дуэтов и ансамблей его героя.

Бокканегра в опере Верди наделен богатейшим спектром эмоций и чувств - от любящего отца до умного и чуткого правителя, первого дожа Генуи. Львиная, королевская сущность баритона Доминго идеально соответствовала сути образа его героя.

В тот вечер рядом с Доминго были блистательные партнеры - солисты Мариинского театра: сопрано Татьяна Сержан, баритон Роман Бурденко в партии Паоло Альбиани, бас Юрий Воробьев в партии Якопо Фиеско и одареннейший лирический тенор Мигран Агаджанян в партии Габриэле Адорно. Одну из лучших за последние годы постановок Валерий Гергиев всякий раз дирижирует как партитуру, затрагивающую его глубоко личные струны.

#опера #музыка #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (6636) от 03.03.2020 под заголовком «Сколько позволяет дар».


Комментарии