«Николай II. К 150-летию со дня рождения» в РОСФОТО: информация к размышлению

В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка архивных фотографий «Николай II. К 150-летию со дня рождения». Несмотря на явно академический характер проекта, он наверняка вызовет интерес не только у любителей старых снимков. Потому что заставляет думать.

«Николай II. К 150-летию со дня рождения» в РОСФОТО: информация к размышлению | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ничего принципиально нового или неизвестного на выставке нет. Большинство из 150 представленных на ней фотографий, которые до 1917 года входили в архив семьи Романовых, а после революции оказались поделенными между Государственным архивом РФ (Москва) и Российским государственным архивом кинофотодокументов (Красногорск), опубликованы за последние три десятка лет, начиная с перестроечных времен. Групповые официальные фотографии представляют интерес для историков и любителей генеалогии. Наиболее интересная для широкой публики часть романовского архива была показана РОСФОТО летом - осенью 2017 года на выставке «Яхта «Штандарт» и семья последнего российского императора».

Наверное, главная ценность проекта состоит в побуждении к размышлению о том, кем был Николай II. Палачом или жертвой, политиком, 20 лет руководившим огромной страной, или хорошо воспитанным и неплохо образованным дворянином с кругозором полковника. О 150-летии со дня рождения Николая II вспоминали в мае, а в середине июля исполняется 100 лет со дня расстрела царя вместе с семьей. Что не может быть названо иначе чем преступная внесудебная расправа.

С этих позиций интересно рассматривать многие фотографии. Вот семья Александра III: Романовы явно позируют для истории - в строгих застегнутых на все пуговицы мундирах. Или будущий Николай II в роли Евгения Онегина в домашнем спектакле. Видно, что и костюм, и переживания пушкинского героя ему чужды. То ли дело сфотографироваться шутливо лежащим на земле в компании прекрасных дам во время визита в Дармштадт или сесть во главе большого стола во время завтрака в Беловежской пуще. Вот Николай бодрится на встрече с экипажем крейсера «Память Азова» во время путешествия в Японию. Или хочет выглядеть вальяжно, сидя в коляске рикши во время той поездки.

Внимательный зритель заметит небольшую почти интимную фотографию царской четы, сделанную после того, как Николай II переболел тифом. Увидит цесаревича Алексея на яхте «Штандарт», где члены экипажа смотрят на него, как на некую экзотику, что явно раздражает наследника российского трона.

РОСФОТО показывает снимки жертв давки на Ходынском поле во время гуляний после коронации Николая II. Фотографию заседания первой Государственной думы, разогнанной царем через 72 дня после начала ее работы.

На этом фоне контрастом выглядит открытие Музея изящных искусств в Москве с участим царской семьи: на первом плане в почтительной позе застыл Иван Цветаев, создатель музея. Или посещения императором I Авианедели на Комендантском аэродроме.

Пожалуй, самое сильное впечатление производит фотография Александры Федоровны с детьми, где в центре кадра находится Григорий Распутин с безумным взглядом. Лица всех остальных глубоко печальны. Снимок сделан в 1910 году, но они словно предчувствуют трагический финал своей жизни...

Выставка будет открыта по 9 сентября, по четвергам и субботам проводятся экскурсии. 20 и 27 июля состоятся лекции сотрудников РОСФОТО. 3 августа - показ кинохроники 1896 - 1916 годов. 

Материал был опубликован в газете под № 121 (6230) от 09.07.2018 под заголовком «Сила судьбы».

#РОСФОТО #выставка #фотография

Комментарии