Шурига рисовала гипсом. Чем интересна выставка «Цвет и пластика образа» в Петербурге

Первое, что видит зритель, приходящий в Музей искусства Петербурга на выставку «Цвет и пластика образа», - два автопортрета скульптора Пелагеи Шуриги. На карандашном рисунке - юная особа с романтическим взглядом, в скульптуре - мудрая старушка, которая готова ответить за свое творчество перед вечностью.

Шурига рисовала гипсом. Чем интересна выставка «Цвет и пластика образа» в Петербурге | Швейница Лина Степанова.РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Швейница Лина Степанова.РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Временная дистанция между этими работами - более 60 лет. Шурига была ровесницей ХХ века и на себе испытала его крутой нрав. Выставка показывает более ста скульптур, рисунков декоративной пластики из музеев и частных собраний.

Интерес к творчеству скульптора, покинувшего этот мир 40 лет назад, возник недавно. Это можно объяснить тем, что исчезло жесткое деление на правых и левых, соцреалистов и нонконформистов. И тогда обнаружилось, что Шурига - автор портретов передовиков социалистического соревнования, наследовала Дега и Ларионову, немецким фигуративным экспрессионистам и американскому поп-арту. Или находилась в диалоге с ними. Она оказалась своей в большой истории искусства, занимая там пусть и не громкое, но законное место.

Ее биография - это поиск себя как художника, у которого когда-то есть выбор, а часто - нет. Шурига родилась в Харькове, училась там в художественном училище и в студии Элеоноры Блох, ученицы Родена. После нескольких лет, потраченных на изготовление портретов Маркса, Ленина и других вождей, она уехала в Москву и поступила в самый авангардный тогда ВХУТЕМАС, но быстро поняла, что это не для нее, и переехала в Петроград. Знаменитый Александр Матвеев принял ее на второй курс Академии художеств.

Но диктатура соцреализма привела Шуригу на ЛФЗ на должность директора Музея фарфора. Лепить пришлось в основном «в стол», если не считать портрета девочки для Артека. К 1930-м годам относятся керамические «Адам» и «Ева» - степные божества с узким разрезом глаз. Во время войны скульптор находится в Ирбите вместе с музейными фондами, эвакуированными на Урал. В это время она создает свою самую известную графическую серию «Большие обнаженные», они выглядят как эскизы к скульптурам, а также гипсовый «Портрет рабочего-стахановца Гайдухова» - выразительный образ тяжелой однообразной работы.

После возвращения в Ленинград Шуригу попросили из ЛФЗ по стандартной для тех времен причине - «за формализм».

Скульптор развернулась только во время хрущевской оттепели. Появились горельеф «Право на отдых» с вполне роденовскими купальщицами, портреты работниц швейной фабрики Лии Пятибратовой и Лины Степановой, в которых, конечно, идеализирована тема «свободного труда». Но раскрашенный гипс точно отразил дух времени.

После смерти Шурига оказалась забытой, и только несколько лет назад началось ее возвращение. 16 ноября на выставке (она работает по 1 декабря) состоится интерактивная экскурсия для подростов «Ровесница века».

#выставка #скульптура #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6565) от 12.11.2019 под заголовком «Шурига рисовала гипсом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?