Шпионский триллер с самоиронией. О чем рассказывает фильм Люка Бессона «Анна»

Новый фильм Люка Бессона «Анна» - то ли шпионский триллер, то ли самопародия (впрочем, одно не исключает другого). И это означает, что режиссер по-прежнему полон сил и готов экспериментировать, как и раньше, - то ли с жанром, то ли со зрителем. Однако сам Бессон склонен считать свое состояние внутренним кризисом, в котором честно готов признаться российскому собеседнику. Вот его фраза из интервью: «Я никогда не снимал социальное кино, всю жизнь стремился скорее развлечь публику, чем говорить с ней о серьезном, подводить зрителей к зеркалу. Но в последние годы все больше задумываюсь: а прав ли я, а не прячусь ли от реальности?».

Шпионский триллер с самоиронией. О чем рассказывает фильм Люка Бессона «Анна» |

Вопрос мне кажется риторическим. Если высидеть первые минут двадцать - двадцать пять, пока фильм «Анна» наберет обороты (сначала он воспринимается как сплошная «фанера»), дальше, судя по реакции зала, становится все смешнее. Хотя действие картины вряд ли располагает к веселью.

В кадре титр: «1985 год», и это значит, что «эпоха перемен» начинается. Молодая симпатичная женщина Анна Полянова (в этой роли русская супермодель Анна Лусс) продает матрешки. Продавщицу замечает нехорошего вида парень. Он предлагает золотые горы и райские кущи, и не где-нибудь, а в Париже. Зритель настраивается на социалку - уже были фильмы о том, как неопытных девушек преступники соблазняют модельным бизнесом, а продают в сексуальное рабство. Но тут все по-честному. Однако Анна «по совместительству» наркоманка, соответственно - с непредсказуемым поведением. Но и таким характером, оказывается, можно управлять.

Новый титр «1990 год» - то есть рыночные отношения вступили в новую фазу. Появятся надписи «три месяца назад», «шесть месяцев назад» и так далее - пока зритель либо окончательно не запутается, либо поверит авторам безраздельно, отдавшись зрелищному потоку. А героиня, воистину, как матрешка, будет выступать все в новых и новых амплуа.

Она действительно стала моделью, роскошной и своенравной. Потом ее завербуют в КГБ, а ее работодателя и сожителя-отморозка (Александр Петров) пристрелят. Уберут как помеху в деле, которое, однако, перестает быть понятным. Жизнь продолжает меняться, вчерашние противники из спецслужб могут начать сотрудничать. Героиня станет все меньше и меньше плакать (это индикатор ее человечности), зато начнет убивать стремительно, как в компьютерной игре. Обзаведется подружкой, но это только на время, сексуальная ориентация героини в конечном счете останется прежней. Зато операции по устранению кого-то-там-да-и-не-важно-кого в какой-то момент сольются в одну, как в клипе. Воспитание Анны продолжится. И постепенно начнет меняться сам стиль картины Люка Бессона, все чаще напоминающей о его предыдущих авторских лентах. Это не просто цитаты для поклонников французского мастера - это точки опоры. Цитат будет много, чтобы в дальнейшем не заблудиться совсем в новой и, прямо скажем, рискованной режиссерской игре.

Определим ее так: Бессон играет в Бессона. Первым делом вспоминается «Никита», где обдолбанную наркоманку, бессознательную убийцу, делают спецагентом, готовым автоматически убивать, вводя ее природную агрессию в нужное русло. А заодно снабжая любимым мужчиной из сопредельного ведомства, который за ней присматривает. Картина была сделана в том же 1990 году, в каком мы и застаем Анну, - значит, в некотором смысле экранное время остановилось.

Однако тема времени, которое является единственной субстанцией, способной в принципе - и только благодаря женщине - вывести человечество из ловушки бесконечных убийств и самоубийств, это центральная тема еще одного боевика Люка Бессона - «Люси» (2014), сделанного режиссером непосредственно перед «Анной». И там уже Скарлетт Йоханссон наводит порядок, исполняя обязанности бога, раз люди сами не справились с тайной жизни, доверенной им миллионы лет назад. В «Люси» было много научной фантастики, спецэффектов и неуместного пафоса. В «Анне» Бессон обзавелся драгоценной самоиронией, что в итоге и примиряет с картиной.

Сама же Анна Полянова (будто засеянная разными семенами поляна, так можно понять ее аллегорическую фамилию) по ходу дела попадает в лапы ЦРУ. Но в итоге при помощи главной своей начальницы из КГБ Ольги (бесподобная Хелен Миррен в черном парике) пробивает ей дорогу наверх. А сама получает свободу, предварительно сведя на очную ставку двух своих мужиков из враждующих спецслужб, которые просто вынуждены договориться, ведь еще 1990-е на дворе. Пускай только на полгода продлится свобода Анны, ей хватит. Бессон, кстати, отрицал в интервью, что его Анна - это «образ России». Он выше подобной пошлости. Просто режиссер уважает гуманистическую традицию сочувствовать «маленькому человеку», пусть даже это суперагент и суперубийца - все понарошку.

Вот в тот момент, когда героиня, признаваясь, что она - как матрешка и нет в ней гарантированного внутреннего содержания, сказала своим «кураторам» (Люк Эванс и Киллиан Мерфи) «я люблю вас обоих», в зале, где я смотрел картину, раздался счастливый смех. Игру режиссера поняли. Время прошло не зря.

А в чем мораль басни? Как говорили радикальные критики в конце XIX века, иронизируя по поводу «иностранной» темы в «Левше» Лескова, «Ай-люли, се тре жули». Они признавали мастерство автора, играющего на поле «массового искусства» коммерческого лубка - это и есть экспериментальное поле Люка Бессона.

#новые фильмы #премьера #Люк Бессон #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6485) от 22.07.2019 под заголовком « «Ай-люли, се тре жули»».


Комментарии