Шесть версий одной войны

Никогда бы не подумал, что сравнивать написанное об одном и том же событии в школьных учебниках истории разных стран – настолько увлекательно! Тем более если речь идет о Второй мировой войне... Результат подобного эксперимента, проделанного рабочей группой экспертов-волонтеров из шести стран, можно увидеть на выставке «Разные войны», открытой в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Шесть версий одной войны | Пушка противовоздушной обороны у Исаакия. ФОТО из архива редакции

Пушка противовоздушной обороны у Исаакия. ФОТО из архива редакции

Выставка международная. Ее российская версия уже была показана в Москве, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске и Красноярске. Англоязычная с успехом прошла в Праге, Страсбурге и Милане. На выставке – только цитаты из учебников истории для старшеклассников разных стран: России, Германии, Италии, Литвы, Польши и Чехии. Выборка достаточно случайная, но вместе с тем весьма показательная.

– Почему школьные учебники? Потому что в них дается концентрированное представление об истории, которое в настоящий момент государство «транслирует» молодому поколению, – говорит куратор выставки Роберт Латыпов. – Впрочем, учебник – это еще и манифест для других государств: посмотрите, вот так мы смотрим на свою историю! И в этом отношении он может быть хорошим источником для анализа: что рассказывает о себе общество? Что оно хочет помнить, о чем хотело бы умолчать, забыть?

Конечно, у каждого государства, у каждой нации был, есть и будет свой взгляд на самое себя, на свое прошлое. Со своими пристрастиями, симпатиями, больными вопросами, предметом гордости, фантомными страхами и тому подобным. Универсальной истории для всех нет и не будет...

– Удивительно, но у каждой из стран, прошедших через Вторую мировую войну, взгляд на нее свой. Порой кажется, что речь идет совершенно о разных войнах, – говорит Латыпов.

Начать даже с самого простого вопроса: когда началась Вторая мировая война? Конечно же, официальная историография дает единственно правильный ответ – 1 сентября 1939 года. Но в Чехии считают, что для них нацистский кошмар начался на год раньше – в сентябре 1938 года, когда страна потеряла независимость в результате мюнхенского сговора. Часть территории отошла к Германии, в разделе Чехии участвовали также Польша и Венгрия. В школьных учебниках Чехии мюнхенские соглашения иначе как «предательством» не называются.

Другая тема применительно к той же Чехии: в отличие от Польши или Югославии в ней во время войны не было движения сопротивления. Ни партизан, ни подпольщиков. Единственным способом противиться нацистам стал мелкий саботаж. Еще один вполне заслуженный повод для гордости в том, что чешские диверсанты в июне 1942 года убили одного из главных нацистов – Гейдриха, который возглавлял протекторат Богемии и Моравии.

Итальянские учебники истории проводят мысль о том, что для их страны мировая война фактически началась еще в 1935 году – с вторжением Италии в Эфиопию. Но в целом школьные учебники Италии больше посвящены внутренней истории. Детально описывается, кто с кем и за что боролся... Удивительный момент: об участии итальянцев в боях на Восточном фронте – одной невнятной строчкой, хотя страна потеряла там 80 тыс. Солдат и офицеров.

О Муссолини говорится в одном ряду с Гитлером. Хотя и с эпитетом imperfetto – с итальянского это ближе всего переводится просторечным словом... «недоделанный». То есть фашизм в Италии был, но как бы в смягченном варианте. В учебниках есть обширные цитаты из речей Муссолини, которые дети должны проанализировать и выявить в них элементы фашизма, а также определить, какими риторическими приемами пользовался итальянский диктатор. Говорится, что при Муссолини итальянцы жили довольно неплохо, развивалась промышленность. Но господствовавшая тогда идеология авторами учебников оценивается однозначно отрицательно.

Конечно, учебник – это всегда элемент политической конъюнктуры. И, например, оценка пакта Молотова – Риббентропа становится ключевой для тех стран, которые имели к нему непосредственное отношение. В российских учебниках, хотя и упоминается о секретных протоколах, говорится, что этот договор вынужденный. Польша и Литва считают его сговором, лишившим их независимости.

В литовских учебниках много внимания посвящено теме коллаборационизма, под которым подразумевается сотрудничество не только с нацистским, но и с советским режимом. Причем с нацистским – как бы еще и с оправданием...

В польских учебниках тоже не обходят стороной весьма не красящие нацию эпизоды, например, причастность поляков к холокосту. Даже упомянут такой термин, как «шмальцовничество» – доносительство поляков на евреев и на тех поляков, которые помогали евреям. Но на первое место авторы, понятное дело, ставят то, чем хотят гордиться, – национальное сопротивление. Само собой – Варшавское восстание и Армию крайову.

Еще одна тема в польских учебниках, мало знакомая в России, – украинско-польская война 1943 – 1944 годов. Националистическая украинская повстанческая армия (ее деятельность запрещена в РФ. – Ред.) «огнем и мечом» выживала поляков из Волыни и Галиции. Жертвами геноцида стали 100 тыс. Мирных поляков. В результате ответных действий Армии крайовой гибли местные украинцы...

– Больше всего меня поразили учебники Германии, – продолжает Латыпов. – Там все основано на идее, что в преступлениях нацизма виноваты не просто Гитлер и нацистская верхушка, а вся нация, и каждый сегодняшний немец должен понимать свою меру ответственности.

Поэтому современный немецкий школьник узнает из учебников и что такое нацистская идеология, и как она реализовывалась, кто в этом участвовал, помогал и содействовал. На уроках детально анализируют, например, тексты Гитлера из «Майн Кампфа», пропагандистские речи Геббельса, документы по «окончательному решению еврейского вопроса». Обязательным является посещение музеев на территории бывших лагерей смерти...

Российские учебники последних лет порадовали экспертов тем, что в них в отличие от советского времени появились запретные прежде сюжеты – судьбы военнопленных, коллаборационизм (в частности, власовская армия), условия выживания в оккупации, роль Русской православной церкви. Показательно, что год от года место, уделяемое в учебниках РПЦ в годы войны, увеличивается...

А вот теме насильственных переселений (советских немцев, народов Кавказа, Поволжья) уделяется все меньше внимания. Хотя в национальных школьных учебниках других стран очень много говорится о депортациях в конце войны и сразу после нее. Тогда, например, часть территории Германии перешла Польше, и оттуда были изгнаны миллионы немцев.

Резюме? По мнению организаторов выставки, учебники свидетельствуют: во многих европейских странах продолжается трудная дискуссия о том, как нация проявила себя в той войне. Чем гордиться и чего стыдиться?

И, несмотря на то что все страны по-разному интерпретируют Вторую мировую, шаги навстречу друг другу все-таки есть. Появился, например, совместный французско-немецкий школьный учебник истории. Над общим пособием работают Германия и Чехия.

НАША СПРАВКА

Выставку «Разные войны: национальные школьные учебники истории о Второй мировой войне» можно посмотреть до 21 апреля. Расположена она по адресу: ул. Ломоносова, 11 – 13, ауд. 429. Вход свободный.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии