Сезон в Кукольном театре сказки завершился спектаклем для взрослых «Русалка»

Сезон в Кукольном театре сказки завершился необычной премьерой – «Русалка», спектакль по мотивам поэмы Пушкина, причем для взрослых (18+). Создали «Русалку» петербургские режиссеры Диана РАЗЖИВАЙКИНА и Алексей ШУЛЬГАЧ. В этом году они получили несколько престижных наград за спектакль «Крот, который мечтал увидеть солнце» (театральная корпорация «Кот Вильям»). Это «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера», «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль», два «Арлекина» – за музыку, написанную к спектаклю Алексеем Чукановым, и спецприз жюри «За актуальность высказывания и художественную изобретательность». Наш обозреватель Зинаида АРСЕНЬЕВА встретилась с Дианой и Алексеем, чтобы поговорить о кукольном театре – его новой и старой магии.

Сезон в Кукольном театре сказки завершился спектаклем для взрослых «Русалка» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

–  В современном театре много новых направлений. А кукольный –  насколько сильно он меняется?

Алексей: –  И сейчас существует традиционный кукольный театр с ширмочкой, спрятавшимися за ней артистами. И у такого театра есть свои зрители. Но нам это неинтересно. Нам нравится смешение жанров и стилей, когда комедия вдруг сменяется трагедией, а потом снова можно посмеяться. Мы любим неожиданные повороты сюжета. Для каждой истории, для каждой мизансцены ищем свое решение. Все это было в «Кроте, который мечтал увидеть солнце». Возможно, поэтому спектакль и обратил на себя внимание.

–  Расскажите, пожалуйста, про «Крота» поподробнее.

Диана: –  На сказку Александра Блинова мы наткнулись в театре –  книга стояла на полке. Мы в это время ставили спектакль «Жил-был фип».

У нас обычно в спектаклях играют и люди, и куклы. В «Фипе» это два работника завода, которые на конвейере укладывают яйца в коробки. И вдруг отработанный до миллиметра процесс сбивается –  из одного яйца вылупился цыпленок. А дальше идет история цыпленка и параллельно сюжет об этих рабочих, жизнь которых он меняет.

В «Кроте» тоже соединились люди –  три шахтера, застрявшие в лифте, и кукла –  крот. У них одна цель –  выбраться из-под земли и увидеть солнце. Их истории переплетаются. И в финале они видят рассвет.

–  Сейчас во многих спектаклях на равных существуют куклы и человек. Кто, по-вашему, выразительнее?

Алексей: –  Если одну и ту же сцену дать сыграть артисту и кукле, кукла проиграет. Но кукла может то, что не может живой человек. Вместе они дополняют друг друга, получается сильный синтетический спектакль.

–  Вы делаете кукол сами или заказываете?

Диана: –  У нас уже сложилась своя 

команда: композитор Алексей Чуканов, художник Мария Клочьева. Мы с ними обсуждаем будущий спектакль, рассказываем, что хотим, а они уже работают дальше. Маша изготавливает кукол сама. И очень переживает, если вынуждена передать кому-либо работу. А если и передает, то расписывает кукол строго сама.

–  Жюри фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» отметило работу композитора в «Кроте».

Диана: –  Композитор Алексей Чуканов написал свыше ста треков к спектаклю, из них 38 вошли в саму работу. Особенно долго мы искали мелодию финала –  на восход солнца. Я четко понимаю, что мне нужно от музыки, но задачи ставлю, основываясь на чувствах, ощущениях. Композитор очень нервничает. Говорит, что «в голову ко мне не забраться». Тогда включается Алексей, он может объяснить «математически» точно, буквально по нотам.

–  Не секрет, что режиссеры сегодня в инсценировках, создаваемых по мотивам того или иного классического произведения, часто довольно далеко отходят от оригинала. Ваш спектакль «по мотивам» поэмы Пушкина «Русалка». Много ли там осталось от Пушкина?

Диана: –  Все осталось. Но напомню, что «Русалку» Пушкин не дописал, это черновик, она обрывается. Исследователи даже не знают, в какой точно последовательности прописаны сцены. Мы расставили свои акценты, сократили повторы, гигантские монологи разложили на реплики, получилось более динамично.

Алексей: –  Получилась история не столько о любви князя и девушки, сколько об отношениях отца и дочери. Главный герой у нас, скорее, мельник (его играет Валентин Морозов).

Посреди сцены у нас стол в кафе «Русалка». За столом сидят и зрители. Стол как центр жизни, мироздания, где отмечают и дни рождения, и свадьбы, и поминки. И мы все сидим за столом и наблюдаем за происходящим, не вмешиваясь. Мы все соучастники. А потом стол превращается в реку, по которой плывет утопленница. И белая скатерть –  как фата.

–  В спектакле играют куклы или живые актеры?

Диана: –  Живые актеры –  как куклы. Вместо лиц –  маски. Например, мы видим русалку обнаженной, но на самом деле на актрисе костюм, имитирующий голое тело.

–  Насколько я поняла, вы сотрудничаете с разными театрами. А хотели бы создать свой коллектив?

Диана, Алексей: –  Конечно, мы мечтаем о своем театре.

–  О кукольном?

Алексей: –  Сейчас нет жесткого разделения: кукольный, драматический. Происходит взаимопроникновение, взаимообогащение. Приемы кукольного театра нередко используются в спектаклях драматических: тени, маски. И наоборот –  в кукольных театрах сочетаются куклы и живые актеры.



#театр #спектакль #режиссеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6964) от 13.07.2021 под заголовком «Если человек и кукла заодно».


Комментарии