Серебро как хранитель времени. В катакомбах Петрикирхе открылась выставка «Валентин Самарин — ровесник века. Свет и серебро Времени»
Художник, недавно отметивший 95‑летие, один из, увы, уже немногих живых представителей ленинградской неофициальной культуры, показывает около ста работ, созданных за полвека (Невский проспект, 22 – 24).

ФОТО Rodolfo Cuadros on Unsplash
Он родился в 1928 году в Ленинграде, рано заинтересовался фотографией, снимал балетные спектакли и одновременно проводил «квартирники», показывая работы художников и фотографов, не имевших доступа к советским выставочным залам. Потом были 20 лет эмиграции, проведенной в основном в парижских сквотах с выходами для съемок приезжавших русских культурных звезд, и в начале ХХI века возвращение в Россию, где Самарин с новой энергией продолжил развивать свои идеи создания изображений. Последовали персональные выставки в лучших музеях.
Петрикирхе для показа того, чем занимается Самарин, — место просто идеальное. Лютеранский храм был построен в 1836 – 1838 годах по проекту известного архитектора Александра Брюллова. Ровно через 100 лет церковные службы прекратили, здание приспособили под склад, интерьер был полностью утрачен. Но самый большой урон храм понес в начале 1960‑х годов, когда в него грубо, а точнее говоря, варварски встроили 25‑метровый плавательный бассейн с 10‑метровой вышкой для прыжков в воду. В 1993 году Петрикирхе возвратили верующим, но оказалось невозможно полностью демонтировать бетонную чашу бассейна. Ее заделали новым перекрытием, так и образовались катакомбы. Теперь в храме можно одновременно увидеть следы разных эпох его существования.

Примерно то же самое происходит, когда разглядываешь произведения Самарина. В них видны следы разных времен, иногда исходный снимок и финишную обработку отпечатка могут разделять десятилетия.
По сути, Самарин не фотограф, а художник, который занимается искусством, основанным на сделанных им фотографиях. Свой метод он назвал sanki, то ли в честь древней китайской философии, то ли просто ища запоминающееся слово. Суть состоит в том, что готовый бромсеребряный отпечаток снова погружается в фотографические реактивы и находится в них какое‑то время. В итоге получается новое изображение, в котором иногда легко угадывается исходный снимок, иногда он едва читается. В этом как раз и заключается перекличка с Петрикирхе, имеющей несколько архитектурных слоев.
Историки фотографии находят в работах Самарина поиски нового языка, начатые русскими пиктореалистами и продолженные советскими конструктивистами. Самарин, как метафизик с огромным стажем, считает, что его метод выявляет скрытую энергию фотографии. Но даже если оставить в покое метафизику, объекты художника заставляют всматриваться в изображения. Чего непросто достичь в наше время засилья визуального шума.
И тогда внимательному зрителю откроется та самая энергия. Энергия молодых лидеров ленинградского андеграунда — Глеба Богомолова, Бориса Смелова, Тимура Новикова. Царственной грации Майи Плисецкой и вдохновенной игры на виолончели Мстислава Ростроповича. Атмосферы концертов Булата Окуджавы и Алексея Хвостенко, филигранных балетных постановок Пины Бауш и Леонида Якобсона.
Выставка продлится по 8 сентября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7494) от 05.09.2023 под заголовком «Серебро как хранитель времени».
Комментарии