Сердце сада и товарищ Маузер

В Михайловском саду Русского музея до 18 июня проходит X юбилейный фестиваль «Императорские сады России». Тема фестиваля звучит как «Авангарденс», в этом слове сочетаются «авангард» и «гарденс» (сады).

Сердце сада и товарищ Маузер | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Еще на пресс-конференции организаторы фестиваля предупреждали, что в этом году из-за суровой весны будет гораздо меньше композиций из растений, зато больше инсталляций, скульптур, арт-объектов. Можно понять: снег шел не только в мае, но выпал даже в начале июня. Кроме того, нынче год столетия революции, так что тема авангарда востребована.

К тому же, как не раз подчеркивал директор ГРМ Владимир Гусев, это музейный фестиваль, а не гламурное цветочное шоу. Михайловский сад следует воспринимать как продолжение музейного пространства, потому все фестивали так или иначе вдохновлялись шедеврами из коллекции Русского музея. Коллекция мастеров русского авангарда в этом музее - одна из лучших в мире.

Результаты могут видеть посетители сада. Тут и различные интерпретации на тему «Черного квадрата» Малевича, и цветные геометрические фигуры, отсылающие к Кандинскому и его философии цвета, и композиция из стекла - реверанс Ларионову и изобретенному им «лучизму».

Среди композиций есть удачные и оригинальные, но, как мне показалось, само искусство авангарда с его пафосом разрушения, геометрией, острыми углами во многом враждебно живой природе и ее очарованию.

Фантазии на тему русского авангарда с трудом вписываются в эстетику ухоженного пейзажного сада с вековыми деревьями, задумчивым прудом, великолепным фасадом россиевского Михайловского дворца, который, сколько раз его не видишь, поражает своей гармонией.

Как обещала Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея, посетители смогут не только увидеть и «пощупать» авангард, но даже понюхать его. Среди участников фестиваля - Гильдия парфюмеров, которые создали «ароматы революции». На одной аллее расставлены тумбы с колбами, в которые «пойманы» запахи духов, посвященных Кандинскому, Малевичу, Елене Гуро, Павлу Филонову, Николаю Суетину, Михаилу Матюшину и другим мастерам русского авангарда.

Духи «Петроград», посвященные нашему городу первых лет революции, пахнут так (цитирую описание парфюмеров): «Громкий, душный, всепроникающий, глубокий и противоречивый аромат, передающий эпоху глобальных потрясений в столице политической жизни огромной погибающей империи». А в составе революционных духов парфюмеры называют следующие компоненты: «Пот, кровь, слезы и вода, грохот выстрелов, стоны, крики...».

Еще страшнее запах «Товарища Маузера»: он пахнет сталью, которая приближается к твоему лицу, порохом, комиссарской кожанкой и оружейной смазкой. Согласно описанию аромата, особенно следует опасаться близкого знакомства с «товарищем Маузером» всем, кто носит очки и шляпы. Кстати, шляпок, которые стали за десять лет традиционным дополнением нарядов посетителей фестиваля, в день открытия было немного: весь день лил дождь.

Теперь о том, что понравилось. Безусловно, удалось раскрыть тему экологии, которая тоже была заявлена организаторами фестиваля.

Главным ее героем стал красавец-дуб, причисленный несколько лет назад к памятникам живой природы. На фестивале он стал центром инсталляции «Сердце сада», выполненной дизайн-студией Ольги Подольской. Дуб опутан красными нитями - кровеносными сосудами, а в саду раздается мерный пульсирующий звук - удары сердца.

О том, как хрупка живая природа и как мы варварски относимся к ней, - инсталляция той же студии под названием «Открой себе мир». Поляна занята множеством пластиковых бутылок, выкрашенных в синий цвет, а в центре - маленькое деревце, которое вот-вот погибнет под натиском пластика. Вроде бы все предельно просто, но производит впечатление. Во всяком случае я решила не покупать больше пластиковые пакеты, а носить продукты в матерчатой сумке. Кстати, авторы инсталляции поставили в разных концах Михайловского сада контейнеры для сбора пластика. Впоследствии он будет переработан и использован для создания следующей инсталляции.

О бережном отношении к природе, окружающему миру - проекты «Тихий народ» и «Колесо образования». В первом использована одежда из секонд-хэнда, надетая на чучела, во втором - автомобильные покрышки. Как тут не вспомнить доморощенных ландшафтных дизайнеров, которые есть, наверное, в каждом дворе? Они любят делать из старых автомобильных покрышек клумбы. А еще, как сказали создатели инсталляции - члены студии «Хмель», из покрышек могут получиться неплохие качели.

Хороша и культурная программа, подготовленная к фестивалю. В минувшие выходные в Михайловском саду прошли перформансы театра DEREVO и Антона Адасинского, спектакль Глеба Ершова, Владимира Раннева и Петра Белого «Зангези», поставленный по сверхповести Велимира Хлебникова, концерты «Волковтрио» и Алексея Айги, лекции об искусстве авангарда Алексея Бойко, Алексея Курбановского, Елены Станкевич.

#Русский музей #фестиваль #Императорские сады России

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?