Секретное оружие РИСИ. В Петербурге отметили 30-летие актерско-режиссерской мастерской Фильштинского

В Российском институте сценических искусств (РИСИ) на Моховой на протяжении всего ноября отмечали тридцатилетие актерско-режиссерской мастерской Вениамина Фильштинского.

Секретное оружие РИСИ. В Петербурге отметили 30-летие актерско-режиссерской мастерской Фильштинского | Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

Юбилейный вечер «Театральная педагогика и время» собрал выпускников всех поколений. На сей раз многочисленные звезды театра и кино, с придыханием называющие Вениамина Фильштинского: «Учитель!», разместились в амфитеатре Учебного театра. А «у ковра» весь вечер были два Фильштинских - Вениамин Михайлович и его сын Глеб (который к тому же потрудился по основной своей специальности - как художник по свету и мастер видеоэффектов). С режиссерского места им помогал Андрей Прикотенко, окончивший курс более двадцати лет назад и уже дерзающий говорить с педагогами на равных.

Эта мастерская отличается от других не только высоким КПД (по популярности ее воспитанники сопоставимы разве что с учениками Б. Зона, Г. Товстоногова и Л. Додина), но и демократичностью. Если идеальным театром считается театр-дом, то идеальный класс - семья. Здесь все всё знают друг о друге, посвящены в сердечные тайны, буквально днюют и ночуют в аудитории 51... Хотя на вопрос жены: «А когда и чем они питаются, если вы все время репетируете?» - профессор Фильштинский толком не смог ответить. Бывшие студенты осветили этот вопрос. Вспомнили и родительские продуктовые посылки («С Украины! С салом!»), и пирожковую на улице Белинского, прозванную «Гастрит», и крабовые палочки, разогретые на батарее парового отопления...

Но педагога не так-то просто сбить с магистральной линии. Бытовые подробности он ценит лишь как методическое пособие. Его девиз взят у Станиславского: «Этюдами мы вспоминаем жизнь».

Этюдный метод - это не секретное, но мощное оружие, благодаря которому в мастерской и выращен небывалый урожай дарований, пригодившихся как российскому, так и мировому искусству. Ксения Раппопорт, которая наряду с товарищами по классу провела свой персональный вечер здесь же, в Учебном театре, в Италии любима ничуть не меньше, чем в родном Петербурге. И хоть она не признает себя «нормальной актрисой», однако, видимо бессознательно, этот метод применяет. Так, играя Гертруду в спектакле МДТ «Гамлет», вдруг отступает от шекспировского текста, возражает партнеру, ставя его в тупик и заставляя импровизировать. И все это - «вспоминая жизнь». А вот от предложений итальянских антрепренеров (двадцать дней репетировать, а потом шестьдесят дней подряд играть) отказывается.

Этюдным методом «фильшты» (как гордо именуют себя воспитанники мастерской, настоящие и бывшие) травмированы и заражены. При упоминании о нем артисты нервно смеются, но вырваться из плена профессиональной школы не могут. Свидетельство тому мастер-классы Юрия Василькова (танец), Валерия Галендеева (сценречь) и молодых режиссеров, прошедшие в юбилейный период и доказавшие: верной дорогой идете, товарищи!

Заключительный вечер тоже был построен по законам мастерской. Свою историю вспоминали неотрывно от истории страны. Кадры кино- и телехроники вроде бы должны были показать, сколь скромен вклад маленькой театральной школы в поступь великой державы. Да и мастер подливал масла в огонь, смущая аудиторию цитатами о жизни художника в башне из слоновой кости. Однако стены этой башни явно проницаемы. Поэтому рождались спектакли и фильмы (добавим, что среди «фильштов» есть и кинорежиссеры, например, Игорь Копылов и Михаил Вассербаум, начинавшие как артисты театра «Фарсы»), остро передававшие дух времени и запечатлевшие перемены, в мире происходящие. Поэтому в мастерской выращивают не только классных профессионалов, но и людей думающих, неравнодушных, живущих, что называется, «на земле», а не витающих в облаках. Хотя в творчестве порой взлетающих выше всех шпилей и башен нашего города.

#театр #актеры #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6581) от 04.12.2019 под заголовком «Секретное оружие РИСИ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?