Самый фламандский. В Эрмитаже собрали произведения Якоба Йорданса

В Николаевском зале Зимнего дворца Эрмитаж развернул выставку Якоба Йорданса (1593 - 1678). Парадный интерьер принял и поддержал работы выдающегося фламандского мастера. Девятнадцать картин и тридцать один рисунок - все, что есть в российских собраниях.

Самый фламандский. В Эрмитаже собрали произведения Якоба Йорданса | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Партнерами Эрмитажа в этом проекте стали ГМИИ им. Пушкина (куда выставка отправится в начале лета), Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Пермская художественная галерея и Александро-Невская лавра.

Йордансу посчастливилось жить в эпоху барокко, когда живопись считалась почетным делом, а художники были состоятельными и уважаемыми людьми во Фландрии, Нидерландах.

Он родился в семье торговца тканями, не стал продолжателем отцовского бизнеса, но сохранил интерес к настенным коврам и много работал для шпалерных мануфактур. (Исследователи полагают, что композиция шедевра «Бобовый король» по первоначальному замыслу была проектом для шпалеры.) Живописи Йорданс обучался у Адама ван Ноорта, который преподавал также Рубенсу и Ван Дейку. Художники общались, что можно считать продолжением обучения. Йорданса сравнивали с Рубенсом и Ван Дейком, находили изъяны в его работах, корили за «народную» простоту и отсутствие творческой масштабности.

Но манера письма, сюжеты Йорданса пришлись по вкусу публике. В изображении народных вечеринок, быта крестьян и горожан равных ему не было. За ним закрепилась слава «самого фламандского» художника. Он выполнял заказы для церкви, множество других, а когда их не было, писал для себя. Судьба работ Йорданса сложилась непросто. Серия из восьми картин для английской принцессы сгорела в пожаре. Многое было утеряно. То, что дошло до наших дней, вошло в лучшие коллекции мира.

В Эрмитаж произведения Йорданса попали в XVIII веке, когда закладывались основы коллекции музея и высоко ценилось фламандское барокко - искусство Рубенса, Ван Дейка, Йорданса. Многое купила Екатерина II.

Предыдущая выставка фламандского мастера в Эрмитаже была сорок лет назад, по составу она уступала нынешней. Как объясняет куратор старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Алексей Ларионов, принцип отбора вещей простой - показать все, что у нас есть.

Отдельно стоит обратить внимание на рисунки. Йорданс был художником плодовитым, неутомимым рисовальщиком. Рисунки - материал хрупкий, большая часть погибла, оставшиеся рассеяны по коллекциям. Их редко показывают на выставках. Собрание Эрмитажа - 26 листов, крупнейшее в мире. На выставке его можно видеть полностью плюс пять рисунков из ГМИИ им. Пушкина.

Картины, представленные в Николаевском зале, созданы в разных жанрах и в разное время, начиная с момента получения Йордансом звания свободного мастера гильдии св. Луки в Антверпене и до середины 1660-х годов. Здесь знаменитый «Бобовый король», «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами», «Пир Клеопатры»... Полотно «Мелеагр и Аталанта» на сюжет, позаимствованный из поэмы Овидия «Метаморфозы», - из Екатеринбургского музея. Подпись автора на нем обнаружена шесть лет назад во время реставрации.

Центральное место в зале занимает картина «Оплакивание Христа» из Троицкого собора Александро-Невской лавры.

История этого произведения известна с момента покупки императрицей коллекции живописи берлинского купца Гоцковского. В каталоге собрания она значилась как достойная восхищения картина Рубенса. Хотя в самом первом рукописном эрмитажном каталоге, который делал граф Миних в 70-е годы XVIII века, он высказывал сомнение на этот счет. В 1774 году Екатерина II в числе прочих даров пожертвовала полотно недавно построенному собору Александро-Невского монастыря. С этого момента творение Йорданса, получившее статус молитвенного образа, выпало из поля зрения специалистов и в научный оборот не вошло. Имя художника было забыто. Авторство Йорданса установлено в нынешнем столетии.

Картина «Оплакивание Христа» прибыла в Эрмитаж за неделю до выставки. Впервые при хорошем освещении реставраторы оценили ее состояние. Вывод: картина в хорошей сохранности, но много поверхностных загрязнений, пожелтевший, частично утративший прозрачность лак. Если выполнить полную реставрацию, она засияет иными красками.

#выставка #Эрмитаж #художник #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (6399) от 14.03.2019 под заголовком ««Самый фламандский» художник в России».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...