Самый фламандский. В Эрмитаже собрали произведения Якоба Йорданса

В Николаевском зале Зимнего дворца Эрмитаж развернул выставку Якоба Йорданса (1593 - 1678). Парадный интерьер принял и поддержал работы выдающегося фламандского мастера. Девятнадцать картин и тридцать один рисунок - все, что есть в российских собраниях.

Самый фламандский. В Эрмитаже собрали произведения Якоба Йорданса | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Партнерами Эрмитажа в этом проекте стали ГМИИ им. Пушкина (куда выставка отправится в начале лета), Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Пермская художественная галерея и Александро-Невская лавра.

Йордансу посчастливилось жить в эпоху барокко, когда живопись считалась почетным делом, а художники были состоятельными и уважаемыми людьми во Фландрии, Нидерландах.

Он родился в семье торговца тканями, не стал продолжателем отцовского бизнеса, но сохранил интерес к настенным коврам и много работал для шпалерных мануфактур. (Исследователи полагают, что композиция шедевра «Бобовый король» по первоначальному замыслу была проектом для шпалеры.) Живописи Йорданс обучался у Адама ван Ноорта, который преподавал также Рубенсу и Ван Дейку. Художники общались, что можно считать продолжением обучения. Йорданса сравнивали с Рубенсом и Ван Дейком, находили изъяны в его работах, корили за «народную» простоту и отсутствие творческой масштабности.

Но манера письма, сюжеты Йорданса пришлись по вкусу публике. В изображении народных вечеринок, быта крестьян и горожан равных ему не было. За ним закрепилась слава «самого фламандского» художника. Он выполнял заказы для церкви, множество других, а когда их не было, писал для себя. Судьба работ Йорданса сложилась непросто. Серия из восьми картин для английской принцессы сгорела в пожаре. Многое было утеряно. То, что дошло до наших дней, вошло в лучшие коллекции мира.

В Эрмитаж произведения Йорданса попали в XVIII веке, когда закладывались основы коллекции музея и высоко ценилось фламандское барокко - искусство Рубенса, Ван Дейка, Йорданса. Многое купила Екатерина II.

Предыдущая выставка фламандского мастера в Эрмитаже была сорок лет назад, по составу она уступала нынешней. Как объясняет куратор старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Алексей Ларионов, принцип отбора вещей простой - показать все, что у нас есть.

Отдельно стоит обратить внимание на рисунки. Йорданс был художником плодовитым, неутомимым рисовальщиком. Рисунки - материал хрупкий, большая часть погибла, оставшиеся рассеяны по коллекциям. Их редко показывают на выставках. Собрание Эрмитажа - 26 листов, крупнейшее в мире. На выставке его можно видеть полностью плюс пять рисунков из ГМИИ им. Пушкина.

Картины, представленные в Николаевском зале, созданы в разных жанрах и в разное время, начиная с момента получения Йордансом звания свободного мастера гильдии св. Луки в Антверпене и до середины 1660-х годов. Здесь знаменитый «Бобовый король», «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами», «Пир Клеопатры»... Полотно «Мелеагр и Аталанта» на сюжет, позаимствованный из поэмы Овидия «Метаморфозы», - из Екатеринбургского музея. Подпись автора на нем обнаружена шесть лет назад во время реставрации.

Центральное место в зале занимает картина «Оплакивание Христа» из Троицкого собора Александро-Невской лавры.

История этого произведения известна с момента покупки императрицей коллекции живописи берлинского купца Гоцковского. В каталоге собрания она значилась как достойная восхищения картина Рубенса. Хотя в самом первом рукописном эрмитажном каталоге, который делал граф Миних в 70-е годы XVIII века, он высказывал сомнение на этот счет. В 1774 году Екатерина II в числе прочих даров пожертвовала полотно недавно построенному собору Александро-Невского монастыря. С этого момента творение Йорданса, получившее статус молитвенного образа, выпало из поля зрения специалистов и в научный оборот не вошло. Имя художника было забыто. Авторство Йорданса установлено в нынешнем столетии.

Картина «Оплакивание Христа» прибыла в Эрмитаж за неделю до выставки. Впервые при хорошем освещении реставраторы оценили ее состояние. Вывод: картина в хорошей сохранности, но много поверхностных загрязнений, пожелтевший, частично утративший прозрачность лак. Если выполнить полную реставрацию, она засияет иными красками.

#выставка #Эрмитаж #художник #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (6399) от 14.03.2019 под заголовком ««Самый фламандский» художник в России».


Комментарии