Сага о Марии Сергеевне и ее команде. На телеэкранах завершается показ сериала «Тайны следствия»

Когда‑то художник-мультипликатор Вячеслав Котеночкин снял три выпуска «Ну, погоди!» и полагал, что исчерпал историю погони недотепы Волка за везунчиком Зайцем. Но народ решил иначе: зрители потребовали продолжения. В итоге было снято двадцать серий.

Сага о Марии Сергеевне и ее команде. На телеэкранах завершается показ сериала «Тайны следствия» | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Конечно, рекорд старого мультика давно перекрыт, но в судьбах «Ну, погоди!» и «Тайн следствия» есть кое‑что общее. Едва ли создатели первых серий полагали, что снимут более двухсот фильмов. Робкие попытки некоторых исполнителей главных ролей завершить эту длящуюся уже 22 года историю (мол, «остановите самолет, я слезу») разбиваются о скалы народной любви к сериалу-долгожителю.

На телеэкране то и дело всплывает анонс «Главный сериал года». Как же этому не верить?! Хотя почему только года? «Тайны следствия» — сериал века. Он длится так долго, что уже может считаться сагой о Марии Сергеевне и ее славной команде. Герои не только раскрыли сотни преступлений, спасли много жизней. Они на наших глазах ­взрослели, умнели, обзаводились семьями, рожали детей, переживали все то, что выпадает на долю нормального человека и даже больше.

В чем секрет этой живучести? Почему именно к этому телепродукту многие зрители прикипели душой и не желают расставаться со следователями, операми, их друзьями и врагами и бесконечной чередой расследований? Меняются сценаристы, режиссеры, меняется качество серий, на других каналах возникают сотни клонов (случается, и неплохих), но магическое: «Сегодня Машу показывают!» — по‑прежнему притягивает к экрану миллионы телезрителей.

Мне кажется, сериал держится по крайней мере на трех китах: это тайны следствия, сердечные тайны и тайны кастинга. Вроде бы теми же «китами» пользуются и другие сериальщики, но авторы «Тайн следствия» нашли некую золотую середину — гармоническое соотношение свойств, необходимых для успеха у зрителей. Нас подсадили на эту компанию, эти характеры, этот юмор и, главное, на то, что преступления раскрываются, злодеи получают по заслугам, а Маша неизменно оказывается права. 

В жизни, конечно, так бывает далеко не всегда. Но достоверность здесь не самоцель. Авторы не скрывают, что это кино. «Сказка — ложь, да в ней намек». В сюжетах все‑таки просматривается сходство со многими реальными событиями криминальной хроники. Но подается это — несмотря на разность режиссерских индивидуальностей и творческих способностей — в едином ключе, в особой интонации. Так что эти серии не спутаешь ни с питерскими же «разбитыми фонарями», ни со столичными «анатомиями убийств», где у Марии Сергеевны появился целый женский батальон любопытных и проницательных последовательниц.

Кит второй, на котором держится интерес, — дела сердечные. Здесь тем более есть за чем и за кем следить. В центре, естественно, Швецова с ее симпатичными, но разнообразно уязвимыми мужьями и воздыхателями. Идеальная героиня нуждается в соответствующем партнере, но… нет в мире совершенства. И тем более — в мире Марии Сергеевны, где доминируют (почти как в мультике) те, кто убегает, и те, кто догоняет. В «Тайнах следствия-22» интрига состоит в том, что женщине приходится выбирать между сочувствием к бывшему мужу Луганскому и недоверием к сохнущему по ней товарищу по работе Платонову. Телезрители явно на стороне симпатичного Платонова (в исполнении Алексея Комашко). А зрительские симпатии — великая вещь.

Например, как не полюбить Курочкина — ветерана этого сериала, пережившего столько сердечных бурь, обретений и поражений? Александр Новиков, как и Анна Ковальчук, — заложник своей роли. В каком бы качестве он ни выходил на сцену родного Театра им. Ленсовета (будь то Яго или Пиковая дама), в нем всегда поначалу узнают майора Курочкина. А как добыть новых красок для самого киногероя? Сейчас он, кажется, нашел свой стиль: разговаривает исключительно афоризмами и, не теряя аппетита, страдает от горькой участи мужа и отца.

Возраст совершенно не портит полковника Кораблева — Игоря Николаева. Как и подобает настоящему мужчине, он в прекрасной форме. За время жизни в сериале помудрел и остался натурой исключительно цельной. Если раньше его сердце было безраздельно отдано белому коту, то теперь он столь же трогательно предан недавно обретенной жене и будущему наследнику. Что не мешает ему оставаться настоящим профессионалом.

«Кит» второй и третий (выбор исполнителей) связаны теснейшим образом. Понятно, что актриса Ковальчук хотела бы, чтобы ее больше помнили как булгаковскую Маргариту или чеховскую Раневскую. Но заменить ее невозможно! Не будет этой Марии Сергеевны, иссякнут и все тайны следствия. Столь же незаменимы и некоторые из персон второго плана, как, скажем, Андрей Шарков. При появлении патологоанатома Панова улыбаются не только опера и следователи, но, кажется, и его холодные безмолвные пациенты.

Следователь Людмила (Ольга Павловец) удачно оттеняет строгую Машу широтой своего женского сердца. Вячеславу Захарову с годами все меньше места отводится в сериале, но где ж найти другого столь же мудрого и обаятельного начальника? Пробовали — не получилось.

Таким образом, никуда «Тайнам следствия» от зрительской любви не скрыться. Мы хотим пройти с этими людьми по жизни, дождаться их детей и внуков, не говоря уже об искоренении преступности в отдельно взятом городе. Который, кстати, прекрасно выглядит (особенно с птичьего полета) как в первых, так и в последних на сегодняшний день сериях «Тайн следствия».


#сериал #телевидение #завершение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7319) от 15.12.2022 под заголовком «Сага о Марии Сергеевне и ее команде».


Комментарии