С любовью к Баху и Бетховену. О чем рассказывает телесериал «Симфонический роман»

На телеканале «Культура» завершился показ китайского телесериала «Симфонический роман» режиссера Лю Цзуньцзе, в котором студенты консерватории мечтали о своем оркестре и о Париже, добивались успехов, побеждали на конкурсах, проводя свою молодость в мыслях о музыке и любви.

С любовью к Баху и Бетховену. О чем рассказывает телесериал «Симфонический роман» | Фото: Pixabay / tookapic

Фото: Pixabay / tookapic

Представить себе сериал из жизни студентов российских консерваторий, конечно, можно, но, во-первых, только теоретически, а во-вторых... Где истории обыденной жизни студентов-музыкантов могли бы набрать столько криминала, сколько требует среднестатистический отечественный сериал? А вот китайские производители показали, что все зависит от ракурса и в руках умелых сценаристов, режиссеров и операторов даже учебные будни можно превратить в нечто обаятельное и привлекательное, без крови и секса.

Время показа было выбрано утром перед «Новостями культуры» и в вечерний прайм-тайм. Смотреть на просыпающийся Шанхай и на открыточные виды Парижа в нынешней ситуации закрытых границ было особенно приятно. Яркое солнце сквозь стекла окон в небоскребах, ухоженные парки, стильные интерьеры, неброская терапевтическая цветовая гамма – все создавало позитивный настрой и своеобразный уют. Внутри этих интерьеров бурлила милая жизнь обитателей китайского мегаполиса в его самых уютных изводах. Симпатичные мордашки студентов и студенток изображали не слишком широкий спектр эмоций в рамках заданной темы.

Ли Цзеньян – один из самых не только талантливых, но и красивых студентов Шанхайской консерватории, пианист, мечтающий стать дирижером. Именно за его судьбой надо было пристально следить на протяжении всех сорока шести серий. Актер Синчэнь Чжан, или Стивен Чжан, взятый на эту роль, – популярный актер своего поколения, меняющий сериал за сериалом, а в одном из фильмов, романтической комедии «День, когда я стал тобой», и вовсе поменялся полами. На его облике держалась магия образа музыканта, который аккумулировал в себе традиции национального театра масок. Недаром же сериал «Симфонический роман» был снят по мотивам японского комикса Томоко Ниномийя «Нодамэ Кантабиле», или «Кантабиле юности», а в Японии из этой манги создали аниме и еще одну версию этого сериала.

Из неспешного, гиперкомфортного темпа телеповествования мы узнали, что в консерватории существует три типа оркестров – А, В и С, где А состоит из лучших студентов. В одной из серий драматизм сгустился: Цзеньян попал в больницу с диагнозом «отравление», потому что его подружка Сяово Фанг плохо приготовила жареный рис. В этом сериале юноши вообще выглядели существами мыслящими, амбициозными и целеустремленными. Девушки же больше всего походили на очаровательных фарфоровых куколок, которых сопровождали разного рода мимимишные аксессуары, игрушечки, талисманчики. Барышни тоже как будто занимались музыкой, но выглядело это не больше, чем милое хобби, приложение к подлинной жизни. Они все время суетились, что-то лепетали, гримасничали, строили глазки и почему-то хотели есть и спать, утомленные темпоритмом большого города.

О «симфоничности» романа в первых сериях говорили прежде всего многочисленные фрагменты знаменитой классики – музыки Баха, Чайковского, Шумана, Шопена, Бетховена. За каждым из них можно было проследить нехитрую смысловую нагрузку: за Бахом (цитат из которого звучало минимум) – глубокомыслие в моменты решительной задумчивости, за Чайковским – вечный шлейф победного Первого фортепианного концерта, за Шопеном – лейтмотив стремления в Париж, за Бетховеном – тяга к победе и на конкурсе, и в жизни. Школьная же соната Бетховена звучала в эпизодах, когда студенты вспоминали свое детство – уроки у слишком грубых учителей в музыкальной школе или родительский контроль дома при подготовке. Режиссер с оператором должны были показать, как эта музыка разлита у молодых героев сериала в крови, как занимает их мысли и чувства, является их воздухом. Ритмы этой музыки были призваны продемонстрировать, как они помогают в создании драматургии жизни, карьеры, отношений при всей наивности положений.

Забавно было наблюдать, как актер, изображавший дирижера, махал в свое удовольствие, но никак не в такт. Несовпадений было немало и в показах игры на фортепиано, когда пальцы играли мимо нот. Симфонизм стал все острее проявляться ближе к финалу, когда на первый план вышла почти библейская проработка отношений сына и отца, покаяния одного перед другим. Отец главного героя, ныне преуспевающий педагог, живущий в Париже, решил искупить свою вину перед брошенным когда-то сыном. А тот упорно не соглашался простить его за разрушение семьи и смерть матери. На фоне элегантных улиц французской столицы в стенах снимаемых квартирок с непременными фирменными жалюзи или в импозантных концертных залах благородный отец, получивший горький жизненный опыт, по-китайски мудро, с европейским лоском в костюме и взгляде, вынашивал идею примирения с сыном... Которое, разумеется, состоялось.

Как в любом романе воспитания и возвращения, действо «Симфонического романа» вернулось в отчий дом – из Парижа в Шанхай. Главный герой, получивший опыт европейского образования и победивший в престижном конкурсе, прилетел поднимать симфоническую культуру родного края. Китайская музыка не зазвучала (разве что нежная песенка на фоне титров), а Бетховен с Шуманом, Шопеном и Чайковским продолжали делать свой беспроигрышный симфонический вклад в культуру Поднебесной до самой последней серии.


#телесериал #телевидение #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7057) от 24.11.2021 под заголовком «С любовью к Баху и Бетховену».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?