Русское географическое общество отмечает столетие отечественного альпинизма

У петербургского отделения Русского географического общества (РГО) две новости: хорошая и не очень. Хорошая: грядет 100‑летие советского альпинизма, который зарождался вовсе не как спорт. Не очень: работой отделения, видимо, не очень довольны, поэтому грядут перемены — надеются, к лучшему.

Русское географическое общество отмечает столетие отечественного альпинизма | ФОТО Дмитрия Соколова

ФОТО Дмитрия Соколова

Боевые единицы

У РГО три штаб-квартиры. Основная в Москве (там руководство и в целом административная часть), в Севастополе (Константиновская батарея одновременно и музей под открытым небом) и в Петербурге (здесь колыбель РГО и основные архивные фонды).

Свои отделения общества есть в республиках, областях, краях, городах. При них — профильные комиссии, в которых работают на общественных началах. Не­смотря на то что структуры доб­ровольные, у них есть целевые показатели — по лекциям, выставкам, экспедициям, изданным книгам и так далее.

В Санкт-Петербургском городском отделении — 20 комиссий: от полярной до воздухоплавания, от гидрологической до карстоведения и спелеологии, от этнографической до математической географии и картографии.

За долгие годы комиссии немножко уплыли в сторону от деятельности РГО, вели самостоятельную работу, даже иногда не пересекающуюся с интересами общества, — сетует глава петербургской штаб-квартиры Константин Мицкус.

Комиссия — это главная боевая единица отделения, — поясняет Дмитрий Захаренков, председатель одной из них — географии горных стран.

На внеочередном заседании совета городского отделения было решено, что его председатель доктор географических наук Кирилл Чистяков «ввиду загруженности» (он вице-президент РГО, директор Института наук о земле СПбГУ) часть административных полномочий передаст своему заместителю. Среди них и работа с комиссиями.

По словам Константина Мицкуса, некоторые из них созвучны по названию (например, «океанографическая» и «географии океана»), некоторые нужные, но «мертвые», существующие только на бумаге. Возможно, одни комиссии объединятся, другие исчезнут, а третьи появятся.

Век альпинизма

В этом году РГО отмечает столетие отечественного альпинизма. Или советского. Говорят и так, и так. Российским его назвать затруднительно: официально отсчет ведется от 27 августа 1923 года, когда на Казбек взошла группа студентов и сотрудников Тбилисского университета.

Это именно первое массовое восхождение, спортивное. По большому счету сейчас альпинизм и воспринимается как экст­ремальный спорт.

Но альпинизм зарождался в первую очередь как средство достижения районов, самых интересных с точки зрения исследований, обороны и разведки, — напоминает Дмитрий Захаренков.

Изначально альпинизм был не самоцелью, а средством решения задач. Но в молодом советском государстве присмотрелись к его возможной роли в обороноспособности страны, рассказывает Захаренков:

Вот тогда был подключен соревновательный принцип и альпинизм стал видом спорта. Спорт отличается от прикладного занятия прежде всего тем, что люди совершают восхождение без дополнительного научного смысла.

Аналогов советской школе альпинизма, такой массовой, нет. В 1930‑е начала создаваться школа альпинизма на базе альпинистских лагерей, это сформировало несколько поколений не только выдающихся восходителей-спорт­сменов, но и просто хорошо подготовленных людей, которые реализовались в самых разных областях.

Войти в историю

Комиссия географии горных стран, возглавляемая Захаренковым, и займется альпинистским юбилеем. В прошлом году она отмечала 40‑летие первой советской экспедиции в Гималаи. Тогда на высочайшую вершину мира Эверест взошли по контрфорсу юго-западной стены — этот труднейший маршрут до сих пор никто не повторил. Среди тех, кого чествовали, был Владимир Григорьевич Шопин, участник. Его историю восхождения называют драматичной. Связка Владимира Шопина и Николая Черного должна была идти на вершину последней, но им дали отбой: вершина и так покорена, достаточно.

История драматичная, а много историй трагических… Первый советский альпинист, ступивший на ту вершину, Владимир Балыбердин, везунчик, погибнет в автокатастрофе.

В следующем году — 50 лет трагедии на пике Ленина: женская сборная, возглавляемая Эльвирой Шатаевой, достигла вершины и погибла при возвращении. В январе в штаб-квартире РГО альпинист Сергей Шибаев представил первую книгу дилогии «Сквозь тернии к звездам. Эльвира Шатаева. Ее время, вершины, друзья и враги».

В июле будет 55 лет уникальной операции на Памире: Минобороны проверяло, возможно ли десантировать военных в горной местности — «была сложная ситуация с Китаем, Афганистан рядом», комментирует Захаренков. 46 десантировались. Из них четверо разбились.

Что‑то «альпинистское» комиссия подготовила на каждый месяц этого юбилейного года. И всякий раз это встреча с непосредственными участниками событий. Будут организаторы проекта «Русский путь — стены мира»: проекту почти тридцать лет, высококлассные альпинисты прокладывают новые маршруты по эталонным горным стенам — так называют обрывы крутизной от 70 градусов. Будут участники гималайских экспедиций, будут скайраннеры — глядя на их скоростное восхождение, испытываешь восхищение вместе с приступом головокружения. Будут альпинисты, которые в 1988 году работали в спасотрядах после землетрясения в Армении.

Комиссия географии горных стран обращается к альпинистам всей страны, особенно восходителям-ветеранам: очень важны фотографии, документы и другие артефакты. Сейчас в фонды петербургского отделения переданы личные вещи Владимира Шопина. Его не стало осенью прошлого года. Передали потомки.

Идея сохранения важна не только сама по себе, а тем рассказом, который сопровождает вещи, фотографии, — говорит Захаренков.

Фотокарточка с пиком Коммунизма с нанесенной ниткой маршрута — ценна. Фотокарточка с рассказом восходителя бесценна.


#РГО #альпинизм #100-летие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7380) от 23.03.2023 под заголовком «Смена координат».


Комментарии