Русский музей провел заседание реставрационного совета

Русский музей впервые пригласил журналистов на заседание реставрационного совета. Для этого, как пояснил директор музея Владимир Гусев, были основания. В нынешнем году сокровищница отечественного искусства отмечает две крупные даты: со всей страной — 350‑летие со дня рождения Петра I и 100-летие собственной реставрационной службы.

Русский музей провел заседание реставрационного совета | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как водится, к юбилеям приурочены выставки. Те, что посвящены реставраторам, публика уже оценила, наша газета о них писала. Скоро в Инженерном замке первых посетителей примет масштабная экспозиция «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII – XIX веков». В ее состав войдет картина «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». Пять месяцев к встрече со зрителями ее готовили специалисты отдела ­реставрации станковой масляной живописи Русского музея.

История произведения началась в 1846 году, когда живописец Главного морского штаба Иван Айвазовский создал ряд батальных произведений, посвященных событиям Северной войны со шведами: морским битвам при Ревеле, Выборге и Красной Горке, сыгравшей роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году.

В «Походном журнале» 1710 года записано, что галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки», где Петр, управляя яхтой «Лизетта», нашел укрытие от льдов. Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко».

Айвазовский изобразил эпизод, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком. Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе. Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки.

Как рассказывает заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Григорий Голдовский, видимо, Айвазовского интересовал сюжет о Петре I. Он несколько раз к нему возвращался. К картине есть эскиз, возможно, это и законченная композиция, которая находится в художественном музее Белоруссии. Несколько лет назад полотно с тем же названием, но с подписью Хансен, было куплено одним из американских друзей Русского музея на зарубежном аукционе. Выяснилось, что это подлинное произведение Айвазовского, самое позднее из трех известных его работ, датированное 1900 годом. Годом смерти художника.

Картина, обновленный облик которой вскоре увидит публика в Инженерном замке, поступила в Русский музей в 1929 году. До сих пор ее полной реставрации не проводилось. Этой работой занимались заведующий отделом реставрации масляной живописи Марат Дашкин и ведущий художник-реставратор Ольга Кленова.

Совет проходил в мастерской, где почетное место занимало огромное полотно. Подробно, демонстрируя снимки на экране компьютера, Ольга Кленова рассказывала, как шаг за шагом укреплялся красочный слой, устранялись деформации, удалялись старые заплаты и въевшиеся загрязнения. Авторский холст усилили дублированием, а красочный слой расчистили от поздних записей и пожелтевшего лака. Все это позволило раскрыть первоначальный образ и колорит картины. Она преобразилась, проявились красота и тонкость живописи Айвазовского.

Не умаляя виртуозного мас­терства реставраторов, Григорий Голдовский отметил заслуги художника. Живопись Айвазовского хорошо изучена. Известно, что он был превосходным технологом, поэтому никаких криминальных «разрушений» его живописи не произошло. Это притом что художник работал быстро. Он мог написать картину за 40 минут. Приносил в мастерскую загрунтованный холст, и на глазах у ­изумленных зрителей появлялось законченное произведение.

Большую часть полотна, посвященного основателю нашего города, занимает изображение бушующих волн, способных потопить корабли. Айвазовский использовал только натуральные пигменты. Любопытной подробностью поделилась Ольга Кленова:

Вся картина написана без синих красок. Это сажа и белила, которые дают очень яркий синий. Этот яркий синий приходилось все время «гасить» с использованием красной киновари, она смягчает все. Конечно, сначала очень было сложно: казалось бы, синий очевиден, но нет, картина без синих красок.

Подводя итог необычного заседания реставрационного совета, директор Русского музея Владимир Гусев говорил, что труд реставраторов не терпит суеты и шума. Именно эти специалисты хранят историю, что сейчас особенно актуально. Реставрационные мастерские располагаются в небольших, не всегда удобных для такой работы дворцовых помещениях. У музея есть идея ­создать единый реставрационный центр, но ее осуществление — дело будущего.

В Русском музее много произведений, связанных с Петром I. Впереди обширная юбилейная программа.


#Русский музей #журналисты #реставраторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7180) от 01.06.2022 под заголовком «Синий цвет без синих красок».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?