Русский музей провел заседание реставрационного совета

Русский музей впервые пригласил журналистов на заседание реставрационного совета. Для этого, как пояснил директор музея Владимир Гусев, были основания. В нынешнем году сокровищница отечественного искусства отмечает две крупные даты: со всей страной — 350‑летие со дня рождения Петра I и 100-летие собственной реставрационной службы.

Русский музей провел заседание реставрационного совета | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как водится, к юбилеям приурочены выставки. Те, что посвящены реставраторам, публика уже оценила, наша газета о них писала. Скоро в Инженерном замке первых посетителей примет масштабная экспозиция «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII – XIX веков». В ее состав войдет картина «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». Пять месяцев к встрече со зрителями ее готовили специалисты отдела ­реставрации станковой масляной живописи Русского музея.

История произведения началась в 1846 году, когда живописец Главного морского штаба Иван Айвазовский создал ряд батальных произведений, посвященных событиям Северной войны со шведами: морским битвам при Ревеле, Выборге и Красной Горке, сыгравшей роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году.

В «Походном журнале» 1710 года записано, что галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки», где Петр, управляя яхтой «Лизетта», нашел укрытие от льдов. Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко».

Айвазовский изобразил эпизод, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком. Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе. Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки.

Как рассказывает заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Григорий Голдовский, видимо, Айвазовского интересовал сюжет о Петре I. Он несколько раз к нему возвращался. К картине есть эскиз, возможно, это и законченная композиция, которая находится в художественном музее Белоруссии. Несколько лет назад полотно с тем же названием, но с подписью Хансен, было куплено одним из американских друзей Русского музея на зарубежном аукционе. Выяснилось, что это подлинное произведение Айвазовского, самое позднее из трех известных его работ, датированное 1900 годом. Годом смерти художника.

Картина, обновленный облик которой вскоре увидит публика в Инженерном замке, поступила в Русский музей в 1929 году. До сих пор ее полной реставрации не проводилось. Этой работой занимались заведующий отделом реставрации масляной живописи Марат Дашкин и ведущий художник-реставратор Ольга Кленова.

Совет проходил в мастерской, где почетное место занимало огромное полотно. Подробно, демонстрируя снимки на экране компьютера, Ольга Кленова рассказывала, как шаг за шагом укреплялся красочный слой, устранялись деформации, удалялись старые заплаты и въевшиеся загрязнения. Авторский холст усилили дублированием, а красочный слой расчистили от поздних записей и пожелтевшего лака. Все это позволило раскрыть первоначальный образ и колорит картины. Она преобразилась, проявились красота и тонкость живописи Айвазовского.

Не умаляя виртуозного мас­терства реставраторов, Григорий Голдовский отметил заслуги художника. Живопись Айвазовского хорошо изучена. Известно, что он был превосходным технологом, поэтому никаких криминальных «разрушений» его живописи не произошло. Это притом что художник работал быстро. Он мог написать картину за 40 минут. Приносил в мастерскую загрунтованный холст, и на глазах у ­изумленных зрителей появлялось законченное произведение.

Большую часть полотна, посвященного основателю нашего города, занимает изображение бушующих волн, способных потопить корабли. Айвазовский использовал только натуральные пигменты. Любопытной подробностью поделилась Ольга Кленова:

Вся картина написана без синих красок. Это сажа и белила, которые дают очень яркий синий. Этот яркий синий приходилось все время «гасить» с использованием красной киновари, она смягчает все. Конечно, сначала очень было сложно: казалось бы, синий очевиден, но нет, картина без синих красок.

Подводя итог необычного заседания реставрационного совета, директор Русского музея Владимир Гусев говорил, что труд реставраторов не терпит суеты и шума. Именно эти специалисты хранят историю, что сейчас особенно актуально. Реставрационные мастерские располагаются в небольших, не всегда удобных для такой работы дворцовых помещениях. У музея есть идея ­создать единый реставрационный центр, но ее осуществление — дело будущего.

В Русском музее много произведений, связанных с Петром I. Впереди обширная юбилейная программа.


#Русский музей #журналисты #реставраторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7180) от 01.06.2022 под заголовком «Синий цвет без синих красок».


Комментарии