Русский музей подготовил программу к 100‑летию своей реставрационной службы
Русский музей широко отмечает 100‑летие своей реставрационной службы.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Ровно век назад в сокровищнице отечественного искусства была организована первая самостоятельная реставрационная мастерская. Сегодня у музея их тринадцать. Каждый год там продлевают жизнь больше чем четырем тысячам произведений, созданных в разное время и в разных техниках.
— Музей хранит не только вещи, не только произведения, но и историческую память, — представляя юбилейную программу, сказал директор Русского музея Владимир Гусев и подчеркнул важность профессии реставратора.
Программа рассчитана не только на профессионалов, но и на самый широкий круг пользователей и посетителей. Планируются события в режиме как онлайн, так и офлайн.
В Центре мультимедиа Русского музея откроется цифровая экспозиция «Возвращая авторский замысел», где посетители смогут увидеть произведения до и после реставрации.
Заметным событием в музейной среде станет научно-практическая конференция «Нерадовские чтения: хранение, исследование, реставрация музейных предметов и коллекций. История, современное состояние и перспективы развития».
Служба «Виртуальный Русский музей» готовит специальную просветительскую программу «Профессия — реставратор». В нее войдут показы фильмов, посвященных истории реставрационных мастерских Русского музея, а также рассказы реставраторов об их работе. На площадках виртуальных филиалов музея кроме демонстрации фильмов о реставрации произведений искусства будут транслироваться занятия и мастер-классы, на которых дети и взрослые смогут попробовать себя в роли реставраторов.
В честь юбилея создаются специальные цифровые проекты, которые дополнят основную программу. В конце апреля на портале «Виртуальный Русский музей» появится новый раздел «Реставраторы». Создаются мультимедиа-гид «100 лет реставрации в Русском музее» в приложении «Артефакт» и виртуальный тур по выставке «Сохраняя историю». Эта выставка скоро откроется в Корпусе Бенуа и станет главным событием юбилейной программы. Она представит более трехсот экспонатов — произведения живописи, иконы, графические работы, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, прошедшие реставрацию. Некоторые из них будут экспонироваться на своих постоянных местах в залах музея.
Выставка стала возможной благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» — партнера реставрационных проектов Русского музея. Подготовка к ней послужила поводом для пресс-тура журналистов по реставрационным мастерским музея. Это отделы реставрации художественных изделий из керамики и стекла, резных икон и деревянной скульптуры, фанерованной мебели, золоченой резьбы, тканей… Каждое подразделение достойно отдельного подробного рассказа. В любом из них трудятся мастера высокой квалификации.
Отдел реставрации древнерусской живописи представит на выставке около сорока икон. На столах в мастерской лежат иконы XVII – XVIII столетий. Идет сложная, кропотливая, под микроскопом работа по расчистке памятников, удалению поздних записей и следов предыдущих реставраций.
В отделе реставрации тканей готовят к показу публике иконы на ткани как образец мастерства предыдущих реставраторов. Ткани разложены на столах в центре помещения. В стороне на манекене ждет очереди на восстановление мундир красного сукна, который носил Петр I. Мундир примет участие в выставке, посвященной юбилею основателя нашего города. Не исключено, что будут демонстрироваться и штаны того же цвета и сукна, принадлежавшие императору.
К той же выставке, посвященной 350‑летию со дня рождения первого российского императора, специалисты отдела реставрации масляной живописи выполняют комплексную реставрацию огромной картины Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». С полотна бесследно исчез след старого прорыва, заделанный вставкой из авторского холста, взятого с кромки. Теперь предстоит удалить желто-коричневый лак, который сильно изменил цвет авторской живописи.
— Сто лет — это очень важная дата. С одной стороны, она заставляет нас задуматься, что сделано за это столетие, чего мы достигли, подвести какой‑то итог, а самое главное — сделать запрос на будущее, — говорит Ольга Бабина, заместитель директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей. — Сегодня одна из задач нашего музея — привлечение внимания к совершенно потрясающей профессии врачевателя произведений искусства.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 68 (7151) от 15.04.2022 под заголовком «Праздник врачевателей искусства».
Материалы рубрики
В Эрмитаже открылась выставка живописца Виргилиуса Эриксена
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии