Русский музей открыл три выставки в испанской Малаге

В своем филиале в испанской Малаге Русский музей открыл сразу три новые выставки – «Авангарды в русском искусстве первой половины ХХ века», «Достоевский из Русского музея», «Маяковский – художник и поэт».

Русский музей открыл три выставки в испанской Малаге | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

За шесть лет работы филиала его посетители смогли увидеть произведения Кандинского, Шагала, Малевича и Филонова. Однако спектр авангардных течений отнюдь не ограничивается несколькими знаменитыми именами. В экспозиции, посвященной стилистическому многообразию новаторских форм искусства в России, на этот раз представлено около 80 произведений живописи и скульптуры. Помимо работ Казимира Малевича, Павла Филонова, Василия Кандинского, Марка Шагала присутствуют произведения менее известных на Западе художников.

Посетители филиала увидят малознакомые для европейского зрителя работы Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, создававших их, ориентируясь на народное творчество, городскую, уличную культуру и работы непрофессиональных художников. Их вдохновляли расписные прялки и игрушки, вывески, рисунки детей. Этот стиль был назван неопримитивизмом. В его русле изображали русскую провинцию Иосиф Школьник и Ольга Розанова. Илья Машков и Петр Кончаловский также создавали натюрморты, напоминавшие жостовские подносы и вывески магазинов. Лидером, или, как он сам себя называл, «отцом» русского футуризма, был Давид Бурлюк, работы которого разных периодов демонстрируются в Малаге.

Выставка «Маяковский – художник и поэт» представила испанским зрителям графику классика, иллюстрации современников к его стихам и поэмам, скульптурные портреты поэта. Первый раздел выставки составили произведения, созданные самим Маяковским, в основном в годы Первой мировой войны, когда он сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Продукция издательства представляла собой серию цветных литографий. Маяковскому принадлежит авторство композиций и стихотворных текстов. Исполненные в стиле народных картинок (лубков), они были предназначены в первую очередь солдатам, воевавшим на фронте, чей боевой дух необходимо было поддерживать. После революции Маяковский активно работал не только в политическом («Окна РОСТА»), но и в рекламном плакате. В 1925-м плакаты с его текстами выставлялись в советском павильоне на Парижской всемирной художественно-промышленной выставке и были удостоены серебряной медали.

Второй раздел выставки – «Маяковский в творчестве современников». В 1913-м вышла в свет первая книга Маяковского «Я», состоявшая из четырех стихотворений. Иллюстрации для нее создали художники Василий Чекрыгин и Лев Шехтель, но обложку исполнил сам автор. К первой годовщине Октябрьской революции Маяковский написал пьесу «Мистерия-Буфф», постановка которой стала частью официальных праздничных мероприятий. Обложку к книге «Мистерия-Буфф», которую можно увидеть на выставке, создала Вера Ермолаева – соратница Малевича. В 1936-м, через несколько лет после смерти поэта, Владимир Козлинский создал иллюстрации к поэме «Облако в штанах». Однако в эти годы отношение властей к раннему творчеству Маяковского было весьма холодным. Книга так и не увидела свет по этой причине.

На выставке «Достоевский из Русского музея» европейские зрители увидели произведения графики и скульптуры, связанные с жизнью и творчеством Достоевского, его знаменитыми романами «Идиот», «Братья Карамазовы» и другими. В ее составе несколько портретов Достоевского, среди которых его посмертная маска. Скульпторы, обращаясь к образу писателя, вносили в проекты будущих памятников общую тональность трагических судеб героев его произведений.

Перед художниками-иллюстраторами произведений Достоевского всегда стояла сложная задача: отразить в рисунках всю многоплановость, насыщенность внутренними смыслами текстов писателя, не слишком поддающихся изображению. Поэтому иллюстрации к Достоевскому разностильны и выражают сугубо индивидуальное восприятие прочитанного авторами рисунков. На выставке в Малаге демонстрируется чуть более десятка произведений разных художников.


#музей #выставка #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7044) от 03.11.2021 под заголовком «Что Русский повез в Малагу».


Комментарии