Только на сайте

Русская драма на полотнах Революции

Русский музей вновь побывал в гостях у редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» - в Лекторий была приглашена Светлана Конокотина, специалист экскурсионно-лекционного отдела музея, корреспондент специальных программ на телеканале «Санкт-Петербург». Ее полные вдохновения лекции об искусстве уже успели полюбиться нашим читателям. Примечательно, что именно такой увлеченный и полный оптимизма человек познакомил нас со сложной, неоднозначной темой: «Пророчество гибели. Всё, что надо знать о Революции и Гражданской войне в картинах из собрания Русского музея».

Русская драма на полотнах Революции | ФОТО автора

ФОТО автора

Как относиться к Февральской и к Октябрьской революциям 1917 года? Свержение власти, социальные потрясения, гражданская война, - все это неприемлемо для любого разумного человека. С другой стороны, как следствие революции, неоспорим рост социальной справедливости, строительство сильного государства, во многом ставшего примером для других стран, - государства для народа. 

Рассматривая произведения русских художников, написанные в период смутного времени, посетители Лектория совершили краткий экскурс в обстановку первых двух десятилетий XX века, знакомясь с тем, как по-разному художники эпохи оценивали исторический процесс. Картин, посвященных революционным преобразованиям и созданным в начале века на самом деле не много. Это уже в 20-х – 30-х годах начнется полноценное художественное осмысление произошедших перемен. Поэтому творчество очевидцев, пишущих «по горячим следам», максимально искренно, пронзительно по своему замыслу и художественному воплощению. Иллюстрируя реальность, мастера кисти обнажали истинные эмоции человека в пору тяжелейших испытаний: его устремления и надежды, сомнения и скорби…

Впрочем, как любые истинные произведения искусства, картины того времени подлежат разноплановой трактовке. И есть ряд полотен, не могущих не вызвать чувства соприкосновения с необъяснимым. Созданные еще до Первой мировой войны, они полны предчувствия надвигающихся катастроф. Конечно, не стихийно происходят государственные перевороты и войны, готовятся они не годы – десятилетия. Тем не менее, тонкость исторического восприятия грядущих перемен особенно интересна, что и подчеркнула тема посвященного искусству вечера.

Лекция началась с подробного ознакомления с картиной И.Е. Репина «Какой простор!» 1903 года. Многие современники автора увидели в нетипичной для Репина работе олицетворение волн, смывающих все старое, и трактовали сюжет, как побуждение к доверию, к решимости перед грядущими волнениями. Более известное произведение великого Репина предоктябрьского времени - групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета» - продемонстрировано, как ода уходившей цивилизации. Крупноформатное полотно, достоверно отражая состав Совета под председательством Николая II, служит полноценным историческим документом.

Автор «Девушки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем», известный портретист аристократии В.А. Серов, был представлен гостям Лектория малоизвестной работой «Солдатушки, браво ребятушки, где же ваша слава!». Скачущие на конях гвардейцы символизируют разгон мирных демонстрантов 9 января 1905 года. Разумеется, творческую интеллигенцию всколыхнуло это событие, хотя мало кто из них в то время вдавался в истинную подоплеку случившегося.

Начало XX века в искусстве ознаменовалось развитием огромного количества направлений: примитивизма, кубофутуризма, реализма, символизма. Постепенно идет кристаллизация новых приемов: абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича, аналитическое искусство Филонова. 

111.pngИменно Павел Филонов одним из первых среди мастеров авангарда начинает прямо высказываться о грядущих политических, исторических изменениях. Предпосылки надвигающихся радикальных перемен можно видеть в его работах: «Те, кому нечего терять», «Перерождение человека». А имеющее мировую известность произведение «Пир королей», созданное в 1913 году, посвящено предчувствию наступающей трагедии двух войн - Первой мировой и, последующей за Октябрем, войны гражданской. По мнению исследователей художником здесь запечатлено в том числе и предвидение Второй мировой войны, - картину воспринимают как олицетворение фашистской идеологии властителей мира. 

Не смотря на глубокое осознание трагичности слома существующего строя, из всех мастеров авангарда впоследствии именно Филонов стал искренним приверженцем победы пролетариата, увидел положительное в революционной идее. Дальнейшие его работы: «Цветы мирового расцвета», «Перерождение пролетариата», «Формула весны» олицетворяют оптимизм, веру в успешное и мирное созидание нового, более справедливого мироустройства.

Накануне революции появляются «Черный квадрат» и «Красный квадрат» Казимира Малевича. Эти картины стали очередными символами октябрьских преобразований, хотя автор и не вкладывал в них революционного смысла. 

Особую роль в ходе лекции Светлана Конокотина отвела главному, наиболее популярному в ту пору, «герою» государственного переворота. Во время исторического распутья, с февраля по октябрь 17-го в России создавалось крайне малое количество художественных произведений, в том числе и портретов. Тем не менее, именно в этот период господин Керенский увлеченно позирует Илье Репину и Исааку Бродскому в библиотеке Николая II…

1917 год наиболее ярко представляет большеформатное полотно «Жгут орлов» Александра Вахрамеева. Эта картина - одно из немногих произведений художника-репортера, которое, в отличие от остальных аллегорических, иносказательных сюжетов, фотографически отражает происходившие на городских улицах события. Уничтожение имперских символов наряду с мародерством не позволяет нам забыть о том, что любая революция, несмотря на участие в ней романтиков-идеалистов, порождает бездну криминала.

Гостями редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» были рассмотрены также картины Бориса Кустодиева, Василия Кандинского, Марка Шагала, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Григорьева, Давида Штеренберга, Александра Лабаса, Александра Самохвалова. Многим запомнились и карикатуры из журналов того времени.

После описания изобразительного творчества периода разрухи и анархии, голода и холода повествование плавно перетекло в эпоху построения коммунизма и «светлого будущего». Великое созидательное начало, присущее русскому человеку, позволило не потерять Россию, возродить мощное государство. Возможно, немало было проб и ошибок на этом пути созидания, но все это наша история, наша страна, наши поражения и наши жизнеутверждающие победы… А работы художников Революции, представленные на прошедшем лектории, позволяют не забывать о достижениях наших предков и о тех идеях справедливости, за которые они боролись, заплатив слишком дорогую цену.

#лекторий #Светлана Конокотина #Русский музей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...