Розы живые и бриллиантовые. Александринский театр открыл новый сезон

По традиции, Александринский театр открыл сезон 30 августа с посещения Петропавловского собора и возложения роскошных роз к надгробиям двух императриц: Елизаветы Петровны, давшей официальное разрешение на создание первого профессионального российского театра, и Александры Федоровны, в честь которой театр назван.

Розы живые и бриллиантовые. Александринский театр открыл новый сезон | Фото: Wikimedia Commons / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0 Фото: Wikimedia Commons / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0

Фото: Wikimedia Commons / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0 Фото: Wikimedia Commons / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0

Почетный знак «Александринская роза» вручается ежегодно 30 августа, в день открытия очередного сезона. В прошлом году награды были удостоены старейшие артисты труппы - Нина Ургант и Николай Мартон. В этом году бриллиантовые розы получили на сборе труппы Александр Чепуров, заместитель художественного руководителя Александринского театра, и актриса Анна Блинова.

- Эта награда связана с традициями Александринского театра, - заметил Александр Чепуров. - Известно, что белая роза была символом императрицы Александры Федоровны, чье имя носит театр. Это своеобразный знак исторической памяти.

31 августа художественный руководитель театра Валерий Фокин встретился с журналистами, чтобы рассказать о планах на новый, 265-й, сезон. Он вышел на связь из Москвы, прямо со съемочной площадки - полным ходом идут съемки его фильма «Петрополис».

- 265 лет! Это не только наш, театральный, но и важный национальный праздник, - заметил Валерий Владимирович. - Театр - это не развлечение, а просветительство. Место очень важное для «строительства» человека. 265-летняя история театра - серьезная биография. За эти годы театр был и в движении, и в кризисах. Но удерживался на вершине. И нам, наследникам всех, кто создавал этот театр, каждая дата напоминает о том, что мы должны быть достойны этой вершины.

Фокин подвел итоги минувшего сезона, сломанного пандемией:

- Мы приобрели за время самоизоляции особый опыт игры в пустом зале, без зрителей. Это важный и тяжелый опыт. Сейчас мы вступаем в следующий этап - возвращаемся к зрителю. Но нужно учесть, что зрителей в зале будет вполовину меньше (из-за «шахматной» рассадки, предписанной Роспотребнадзором). А это значит, что у зала будут другие реакции. Пандемию мы еще пока не победили, к сожалению. Но мы должны учиться жить в новой реальности, делать выводы и двигаться дальше.

Напомним, что Александринский театр открывает сезон сегодня премьерой спектакля Теодороса Терзопулоса «Маузер» на исторической сцене.

Следующей премьерой, как рассказал главный режиссер театра Николай Рощин, будет спектакль Андрия Жолдака «Нана» по мотивам романа Эмиля Золя. Зрители ждали премьеру в начале апреля, но планы спутала пандемия и спектакль перенесли на осень. По словам Николая Рощина, Андрий Жолдак должен приехать в Петербург в первой декаде октября и выпустить спектакль. Если, конечно, к тому времени откроют границы.

В декабре на исторической сцене планируют показать премьеру спектакля самого Рощина «Дети солнца» по пьесе Максима Горького. В январе на Новой сцене запланирована премьера спектакля Андрея Калинина по роману Пантелеймона Романова «Товарищ Кисляков». На февраль - премьера постановки Валерия Фокина «Честная женщина» по пьесе его сына Кирилла (Новая сцена).

В марте в проекте «Другая сцена» предполагается выпустить три спектакля в жанре судебных процессов - по аналогии с открывшим проект спектаклем «Драма на шоссэ» по пьесе Бориса Акунина. Для новых детективов сценарии напишет Александр Филиппенко. Там тоже предполагается интерактивное участие зрителей. Работать над проектом будут Антон Оконешников и Андрей Калинин.

В начале ноября на Новой сцене ожидаются гастроли Okko Театра. Привезут три спектакля Ивана Вырыпаева - «Мир красивых бабочек», «Июль» и UFO. А весной совместно с Оkko Театром планируется постановка рэп-оперы «Другие люди» по пьесе Дороты Масловской. В планах также инклюзивный мюзикл в постановке Бориса Павловича и спектакль «Живой», над которым работает Яна Тумина.

К предстоящему юбилею театра вышла в свет энциклопедия, о ней рассказал Александр Чепуров:

- Славный путь театра отражен в биографиях 2500 артистов и режиссеров, начиная со второй половины XVIII столетия и до наших дней. Этаэнциклопедия создавалась 25 лет ведущими театральными исследователями России. Скоро энциклопедия поступит в библиотеки, институты, станет доступна всем, кто интересуется историей театра.

Коллектив готовит две выставки в Петербурге и Москве, посвященные эпохам александринской сцены. Там будут представлены произведения, отражающие жизнь театра, артефакты, хранящиеся в музее и запасниках театра, материалы из художественных и театральных музеев. Планируются две международные научные конференции.

Вышедшая на связь из Москвы Юлия Тряскина, соучредитель архитектурного бюро UNK Project, рассказала о том, как создается сейчас московская площадка Александринского театра:

- Здание расположено не в центре, но в красивом живописном районе - недалеко от парка «Коломенское». Оно требует серьезной реконструкции. Мы внедрили в существующее здание современные технологии - создали сцену-трансформер, способную воплотить самые смелые замыслы режиссеров, зрительный зал с естественной акустикой, которая позволит без помощи электроники проводить не только драматические спектакли, но и оперные постановки. Интерьеры общественных зон смогут менять и цвет, и свет.

По ее словам, получится не просто театр, а многофункциональный культурный центр.

- Подобной площадки в Москве сейчас нет, - подытожила она. На реализацию проекта потребуется два-три года.

#театры Петербурга #Александринский театр #артисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (6754) от 02.09.2020 под заголовком «Розы живые и бриллиантовые».


Комментарии