Розы до сих пор цветут. Со дня рождения Теннесси Уильямса – 110 лет

Накануне Международного дня театра мир отметил 110-летие со дня рождения американского драматурга Теннесси Уильямса.

Розы до сих пор цветут. Со дня рождения Теннесси Уильямса – 110 лет | ФОТО Public Domain

ФОТО Public Domain

Действие его пьес обычно происходит в южных штатах, где под палящим солнцем маются увядающие красавицы в шелковых платьях с оборками и соломенных шляпах, так и не нашедшие своего счастья, и обаятельные неудачники. Дома с ажурными балкончиками, пальмы и магнолии, звуки расстроенного пианино в раскаленном воздухе... Но почему же его пьесы так отзываются в «загадочной русской душе»? И спектакли по ним ставят в нашей стране едва ли не чаще, чем по Чехову?

Роман советского театра с американским драматургом начался в 1960-е годы, когда на сцене московского Театра имени Ермоловой молодая эстонская режиссер Карин Райд поставила «Стеклянный зверинец». В канун 1971 года в Театре имени Маяковского Андрей Гончаров представил премьеру спектакля «Трамвай «Желание» по самой знаменитой пьесе Теннесси Уильямса, в которой критики усматривали родство с чеховским «Вишневым садом». Спектакль продержался в репертуаре почти четверть века. И все 24 года в роли Бланш Дюбуа была Светлана Немоляева. Она играла хрупкость красоты, раздавленной грубым сапогом, разбитые мечты, столкновение культуры с варварством.

А самая знаменитая Бланш в Петербурге – Лариса Луппиан – была другой. Жертва, но отнюдь не невинная. Промотала наследство, потеряла из-за долгов родовое имение со звучным названием «Мечта», крутила романы со всеми, кто только попросит, а потом, одинокая и отчаявшаяся, приехала искать убежища у сестры...

Спектакль «Трамвай «Желание», поставленный в Театре имени Ленсовета Олегом Леваковым в 1996 году, не сходил со сцены до июня 2011 года, когда его сыграли в последний раз. Цветы, овации, крики «Браво», слезы на глазах... Так зрители прощались с ним. А в карантин театр показывал архивные спектакли онлайн, и я с огромным удовольствием пересмотрела «Трамвай «Желание». Как хорошо, что сохранилась запись.

Сегодня в Петербурге идут два «Трамвая» – спектакли Михаила Бычкова в «Приюте комедианта» с Мариной Солопченко и Влада Фурмана в Русской антрепризе имени Андрея Миронова с Нелли Поповой.

«Стеклянный зверинец» шел еще недавно во многих театрах. На сцене БДТ с Алисой Фрейндлих (Амандой). Поставленный Нилом Джорданом в 1988 году, спектакль продержался до 2004 года. Потом стеклянный зверинец (а хрупкие фигурки зверей, которые так любит Лаура, тоже действующее лицо пьесы) «разбился» – сошел со сцены. В театре-фестивале «Балтийский дом» спектакль по этой пьесе создал Александр Исаков.

Вот как рассказывает о нем Татьяна Пилецкая, игравшая Аманду, в своей книге «Навстречу ветру»: «Обычно эту американскую пьесу играют как драму. Мы попытались сделать из нее мюзикл. Спектакль с чудной музыкой Виктора Плешака, с пением, танцами. Танцы поставил замечательный хореограф Сергей Грицай, благодаря чему я смогла вспомнить свое балетное образование». Увы, и этот спектакль уже не посмотреть – снят с репертуара.

Совсем недолго прожил в Петербурге «Стеклянный зверинец» Алексея Янковского, руководителя «Театральной мастерской АСБ», в котором играли актеры Молодежного театра на Фонтанке. Своей сцены у Театральной мастерской нет, и этот камерный спектакль играли то в Музее Достоевского, то на Малой сцене Театра им. Комиссаржевской. А сейчас не играют нигде. Жаль, это была бесспорная удача.

В самом же Молодежном театре спектакль живущего в США режиссера Льва Шехтмана «Синие розы» по этой пьесе – долгожитель. Премьера состоялась в мае 2006 года, а «Розы» до сих пор цветут.

11 апреля петербуржцам представится возможность посмотреть спектакль по еще одной знаменитой пьесе Уильямса – «Кошка на раскаленной крыше» (у нас в Петербурге сейчас нет спектаклей по ней). Тем интереснее увидеть совсем свежую (премьера в московском ТЮЗе состоялась в сентябре 2019 года) постановку Камы Гинкаса. Спектакль покажут в Театре на Васильевском в рамках II фестиваля LOFT. Сценографию создал знаменитый театральный художник Сергей Бархин, ушедший из жизни в прошлом году.

А на сцене самого Театра на Васильевском петербургский режиссер Александр Баргман готовит спектакль по пьесе Уильямса «Орфей спускается в ад».

«Я романтик... старомодный романтик. Меня приводит в отчаяние непостоянство любви, неумение жить в согласии – и целых стран и отдельных людей, и неумение понять, насколько это важно...» – писал Теннесси Уильямс в «Мемуарах».

Его пьесы – тоже для романтиков, идеалистов, которые защищают свои ценности даже тогда, когда знают о неизбежности поражения.

#театр #день рождения #драматург

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (6891) от 29.03.2021 под заголовком «Розы до сих пор цветут».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?