«Россия – Культура» покажет «Концерты для молодежи»

Роскошный подарок сделал любителям классической музыки телеканал «Россия – Культура». С начала июля в его эфире по выходным транслируются записи цикла Леонарда Бернстайна «Концерты для молодежи».

«Россия – Культура» покажет «Концерты для молодежи» | Фото: pixabay

Фото: pixabay

В одну из суббот в поисках того, что радовало бы глаз и душу, автор этих строк переключился на хорошо знакомый канал с буквой «К» в названии. И вдруг увидел на экране дирижера и композитора, который что-то увлеченно рассказывал аудитории, собравшейся в концертном зале. Прислушался и понял: Леонард Бернстайн рассказывает о том, что такое музыка. Поразил возраст сидящих в зале слушателей, которые сосредоточено внимали тому, что говорил для них обаятельный «дядя» с концертной эстрады в присутствии целого симфонического оркестра. Его слушали подростки. И было видно, что мальчикам и девочкам явно интересно...

А уж как было интересно мне, так и не состоявшемуся выпускнику детской музыкальной школы номер четыре! Между тем маэстро Бернстайн буквально «на пальцах» рассказывал о том, от чего зависит звучание оркестра и почему в разные века композиторы сочиняли разную музыку. Речь его лилась легко и свободно, он находил простые слова для объяснения сложных вещей и понятий, связанных с тем, что такое фермата и как звучит диминуэндо. Каждый речевой отрывок был недолгим, максимум 3 – 4 минуты. Затем Леонард Бернстайн поворачивался лицом к оркестру, и по взмаху его дирижерской палочки начинала звучать музыкальная иллюстрация, которая дополняла только что сказанное. Она тоже была недолгой. И вновь разворот к публике и продолжение рассказа.

В моем пересказе увиденное чудо – цикл «Концерты для молодежи» – выглядит как некая лекция. На самом деле то была вполне задушевная беседа, вызывающая в зале живую реакцию _ улыбки и смех. В чувстве юмора и обаянии Бернстайну трудно отказать. В этом, наверное, тоже одна из причин грандиозного успеха телевизионного проекта, превратившего для тысяч слушателей и миллионов телезрителей подобные встречи в концертном зале в увлекательное зрелище, когда классическую музыку можно было не только услышать, но и в буквальном смысле увидеть.

Бернстайн впервые вышел в эфир со своим просветительским циклом всего через две недели после того, как был назначен на пост главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра в 1958 году. Телекомпания CBS вела прямые трансляции концертов Бернстайна в течение 14 лет. За это время сформировалась целая видеобиблиотека записей из 53 концертов. И если представить себе, что канал «Россия – Культура» дерзнет все их показать в своем эфире, то можно вообразить, с каким удовольствием их будут смотреть и слушать не только меломаны и ценители классических модуляций, но и те «начинающие» поклонники мира звуков и музыкальных гармоний, которым, наверное, хочется понять тайны этого мира.

Леонард Бернстайн был не только гениальным дирижером и композитором (вспомним «Вестсайдскую историю»!), но и выдающимся популяризатором музыки во всех ее формах, видах и жанрах. И в этом легко убедиться, посмотрев любую из записей «Концертов для молодежи». Каждый из них не длится более часа. В зале вместе с детьми находятся их родители. А телекамеры фиксируют не только игру оркестрантов, но и то, как слушают их те, для кого маэстро и придумал свой проект. Можно сказать, что с его помощью он воспитал для себя поколение истинных меломанов, разбирающихся в том, чем мажор отличается от минора, что за странное понятие «кончерто» и кто такой Густав Малер.

Остается только позавидовать тем, кто видел и слышал эти концерты знаменитого оркестра под управлением Бернстайна. Его личность и по сей день бросает отсвет на мир классической музыки, который он приблизил к слушателям, лишив ее налета якобы элитной сложности. Мы можем сегодня вспомнить и собственный теле-опыт в схожем формате. Например, цикл концертов-лекций, которые вел начиная с 1968 года в Колонном зале Дома союзов композитор Дмитрий Кабалевский. Назывался он «Музыкальные вечера для юношества» и транслировался по Центральному телевидению.

Нынешний музыкальный контент имеет собственное место в эфире, которое ему обеспечивает канал «Россия – Культура». Здесь и «Сати. Нескучная классика», и «Энигма» Ирины Никитиной, и «Абсолютный слух», и программы про оперу, балет и джаз, и даже – романс. Но хочется разговора именно о музыке, простых и ясных слов и новелл о том, почему, например, Дмитрий Шостакович сочинил симфонию № 12, посвященную 

В. И. Ленину, а Рихард Вагнер считался главным композитором в Германии 1930-х годов. Не говоря уже о душераздирающем финале 6-й симфонии Петра Чайковского, премьера которой состоялась в Петербурге всего за неделю до кончины ее автора. Несколько лет назад эту миссию брал на себя музыкант и музыковед Артем Варгафтик в программе «Партитуры не горят». И более трудно вспомнить кого-нибудь, кто бы мог сегодня подхватить его эстафету рассказов о музыке на телеэкране.

А посему смотрим «Концерты для молодежи» Леонарда Бернстайна на канале «Россия-К» и наслаждаемся с его помощью роскошью общения с миром музыки.

#концерт #музыка #классическая музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (6723) от 21.07.2020 под заголовком «Увидеть музыку».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?