Росси — России. Зданию Александринского театра исполнилось 190 лет

«Шедевр Карло Росси» — под таким лозунгом проходят в Александринском театре торжества в честь 190‑летия исторического здания на площади Островского. Итальянский архитектор построил в Петербурге красивейший театр России.

Росси — России. Зданию Александринского театра исполнилось 190 лет | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Отмечать 190‑летие начали еще в сентябре, ведь новая императорская сцена, созданная по проекту Карло Росси, была открыта 31 августа 1832 года. В честь супруги императора Николая I Александры Федоровны театр назвали Александринским.

По Невскому проспекту и сейчас курсируют автобусы с символикой знаменитого театра, а в метро на синей ветке, если повезет, можно прокатиться в поезде, вагоны которого расписаны в стиле интерьеров исторического здания. Использованы в оформлении составов подземки и образы из знаменитого спектакля «Маскарад», премьера которого состоялась в тот день, когда началась Февральская революция.

На днях в театре вспоминали гениального архитектора. В некрополе Александро-Невской лавры актеры возложили цветы на его могилу — кремовые розы от театра и красные — лично от его художественного руководителя Валерия Фокина. А вечером в Каретном коридоре открыли бюст Росси, созданный скульптором Виктором Зайко и подаренный театру его вдовой. К постаменту тоже возложили роскошный букет из кремовых роз. Розы для Росси!

Мы собрались, чтобы почтить память великого архитектора, — сказал на церемонии открытия Валерий Фокин. — Мы благодарны ему за это здание, которое по праву считается шедевром мировой архитектуры… Для нас это здание, эта сцена — еще и «соавтор». В те моменты, когда все получается так, как было задумано, мы чувствуем, что театральный зал, вся архитектура, вся внутренняя атмосфера словно гармонируют с тем, что происходит на сцене.

Это здание — шедевр не только архитектуры, но и инженерной мысли. Оно было оснащено по последнему (для того времени) слову техники. Ознакомиться с подробностями этого выдающегося инженерного сооружения можно в Царском фойе, где открылась выставка «190 лет зданию Александринского театра. Эмпиризм и рационализм». Она подготовлена театром совместно с Центральным музеем железнодорожного транспорта России. А экспонаты предоставлены несколькими музеями, в числе которых Эрмитаж и Русский.

Зрители, приходящие в театр, могут перед спектаклем или в антракте увидеть «изнанку» великолепного здания Росси (выставка продлится до 28 ноября).

Александринка_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Росси решился применить при строительстве театра железно-чугунную стропильную систему вместо деревянных перекрытий. Такое решение отражало дух времени — развитие технического прогресса и промышленности. Император Николай I, который лично курировал строительство театра, с подачи инженера Петра Базена усомнился в прочности предложенных Росси конструкций. А хитроумный Базен не преминул предложить собственный проект с подвесной системой стропильных ферм.

Модель стропильной фермы Александринского театра, созданной по проекту Петра Базена в начале 1830‑х годов, можно увидеть в Царском фойе. Ее предоставил Центральный музей железнодорожного транспорта, где хранятся модели многих самых значимых и необычных сооружений, проектировавшихся и строившихся по всему миру.

Но Росси не сдавался и отстаивал свой проект с арочными фермами, который разработал вместе с инженером Матвеем Кларком. Архитектор был настолько уверен в своей правоте, что готов был поставить на карту жизнь: «В случае, когда бы в упомянутом здании от устройства металлической крыши произошло какое‑­либо несчастие, то в пример для других пусть тотчас же меня повесят на одной из стропил…». Победил Росси.

Время доказало его правоту. Когда в 2006 году здание реставрировали, эксперты пришли к выводу, что многие конструкции находятся в рабочем состоянии. И это спустя 170 лет после постройки!

Если не получится побывать на выставке, всегда есть возможность узнать о тайнах здания во время специальных экскурсий, которые проходят в театре регулярно (обычно перед спектаклем). Побывать в Царской ложе и на галерке, на чердаке, где сейчас тоже проходят спектакли в рамках проекта «7 ярус», и в акустической трубе, где однажды играла в дипломном спектакле Олега Еремина «Муха» старейшая актриса Александринки Галина Карелина… Кстати, акустическая система театра сделана блестяще.

Вам расскажут и о том, кто из русских писателей где сидел, приходя в театр. Например, Гоголь любил сидеть в девятом ряду партера, а Достоевский — в десятом, с краю…

Первоначально зал был отделан синим бархатом, но к середине XIX века его заменили пунцовым (этот цвет сохраняется до сих пор). После спектаклей кресла и ковры закрывают белой тканью: как говорят в театре — надевают «пижаму».

Этот театр строился как храм искусства, он увенчан квадригой Аполлона, в нишах — фигуры муз, — рассказал на своей авторской экскурсии заместитель художественного руководителя Александринки Александр Чепуров.

Многие актеры и воспринимают этот театр как храм.

«Я пришла в этот храм, в этот Божественный театр, в своем единственном маркизетовом ­платье…» — вспоминает Галина Карелина в своей книге «Не о себе — о времени и о людях, на которых держится мир». А присутствовавший на церемонии Николай Мартон признался, что, приходя в театр, всегда кланяется ему. Поклонимся гению Росси и мы.

#Александринский театр #юбилей #архитектор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7297) от 15.11.2022 под заголовком «Росси — России».


Комментарии