Роман с городом. Со дня рождения Анны Остроумовой-Лебедевой – 150 лет

17 мая исполняется 150 лет со дня рождения Анны Остроумовой-Лебедевой. Петербургской художницы, в чьем творчестве запечатлено не только лицо Петербурга – строгое, классически красивое и чуть надменное, но и его душа.

Роман с городом. Со дня рождения Анны Остроумовой-Лебедевой – 150 лет | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Хрупкая петербургская барышня, замкнутая и нервная, она была своенравной, свободолюбивой и обладала стальной волей. Так, учась в гимназии, решила, что твердые знаки в словах – лишнее, и перестала их употреблять! Была одной из первых женщин, допущенных в России к художественному образованию – ей покорилась цитадель Академии художеств. Училась у самого Репина, он очень ценил ее талант и просил не бросать живопись. А она решила, что ее путь – это гравюра, и бросила. Да еще примкнула к объединению «Мир искусства». Одним из идеологов его был Сергей Дягилев, которого Репин терпеть не мог. И новое искусство не принимал. Остроумова-Лебедева смешно пишет в мемуарах, как Репин после одного спора в ярости швырнул ей вслед стул. И потом много лет не разговаривал.

Она отказала нескольким влюбленным в нее молодым людям, опасаясь, что те потребуют оставить работу. И вышла замуж в 1905 году за кузена Сергея Лебедева, который ее работу уважал. «Во мне было словно два существа. Одно хотело жить, веселиться, гулять, играть, как мои братья и сестры. Другое существо говорило мне: «Не теряй времени, береги минуты, работай, работай...». «Я дожила до старости, и всегда, когда начинаю резать дерево, меня охватывает непонятное волнение и радость, главное – радость!» – читаем в мемуарах художницы.

А вот к хозяйству у нее способностей не было. Александр Бенуа, вспоминая пребывание Остроумовой в Париже, где она училась у Джона Уистлера, ехидно замечает, что готовить приходилось Константину Сомову, который делил жилье с ней и ее подругой.

Вместе со своими товарищами по творческому объединению «Мир искусства» Александром Бенуа и Мстиславом Добужинским она возродила гравюру, в то время бывшую на вторых ролях, вернула ей самостоятельное значение. Когда говоришь о Петербурге в гравюре, вспоминаешь прежде всего иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина, Добужинского – к «Белым ночам» Достоевского и, конечно, виды города Остроумовой-Лебедевой для книги Николая Анциферова «Душа Петербурга».

Но Бенуа и Добужинский эмигрировали, а Остроумова-Лебедева осталась здесь, и потому ее роман с городом длился дольше. И как-то судьба сохранила ее в сталинское время. Возможно, значение имели заслуги мужа – известного химика, который изобрел искусственный каучук. Или ее полнейшая отстраненность от политики. Остроумова-Лебедева рисовала и социалистический Ленинград, новые районы.

Анна Петровна осталась в блокадном городе. «Думаю, уехать было бы для меня самым тяжелым несчастьем. Ведь я кожей моей приросла к его стенам! Вся моя жизнь связана с Петербургом – Ленинградом. И с Академией художеств», – писала она в своих мемуарах, выпущенных впоследствии в трех томах: они читаются, как самый увлекательный роман. Именно ее гравюра «Сфинкс» была изображена на пригласительных билетах на первое исполнение Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича в осажденном городе 9 августа 1942 года.

В Михайловском замке Русского музея на выставке, посвященной 145-летию со дня рождения художницы, можно было увидеть записку, адресованную тогдашнему директору, с просьбой выделить немного земли на принадлежащей музею территории, чтобы посадить овощи. Анна умерла в 1955 году в квартире на улице Лебедева, названной в честь ее мужа. Все работы она завещала Русскому музею.

Крупных выставок, посвященных 150-летию со дня рождения Анны Остроумовой-Лебедевой, не будет – Русский музей «отстрелялся» пять лет назад. Тогда же прошла выставка в Музее городской скульптуры «Посвящение городу». Отпраздновать 150-летие Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой можно, придя в библиотеку им. Ленина на Петроградской стороне (улица Воскова, 2). 18 мая здесь откроется выставка иллюстраций из книги Нади Демкиной «Художница». Это комикс, посвященный жизни и творчеству Остроумовой-Лебедевой, основанный на ее автобиографических записках. Надя работала над книгой в пандемию, а впервые показала иллюстрации к ней в метельном феврале этого года – в заснеженном саду Фонтанного дома. Также запланирован ряд лекций об Остроумовой-Лебедевой, ее современницах и о женском художественном образовании, а также мастер-класс с рисованием видов Петроградской стороны. Посмотреть выставку можно до 20 июня.

#художница #день рождения #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (6924) от 17.05.2021 под заголовком «Анна. Роман с городом».


Комментарии