Рок... на гуслях

В детской школе искусств # 12 прошел III Открытый городской конкурс юных исполнителей на народных инструментах им. П. И. Говорушко, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Рок... на гуслях | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Переступаешь порог школы, а она вся звенит, шумит, гудит. Перед дверями в актовый зал, откуда доносятся мелодичные переборы, ребята сосредоточенно настраивают струны своих инструментов и пытаются справиться с некстати нахлынувшим волнением – идут прослушивания исполнителей на гуслях, готовятся к выступлениям балалаечники. Кто-то из уже отыгравших расстраивается – на сцене тряслись руки...

На вопрос, почему же выбор пал на балалайку, Женя Крылова, четвероклассница из Детской музыкальной школы им. А. К. Глазунова и лауреат многих конкурсов, отвечает односложно: «Не знаю».

– Я думаю, это наследственное, что-то на уровне генетики – Женина прабабушка прекрасно играла на балалайке, – предполагает ее бабушка Лидия Константиновна.

Женя показывает мне огрубевшие мозоли на пальцах – для игры нужны серьезные физические усилия.

– Девочек-балалаечниц практически нет, она у нас как королевишна, – смеется Женин концертмейстер. – Это силовой инструмент, пальцам реально больно. Вы на оркестр посмотрите – с домрами сидят девочки, а с балалайками одни мальчики...

История конкурса тянется с середины 1990-х годов. С тех пор из районного он вырос в по-настоящему серьезное состязание, где участники из городских и областных музыкальных школ соревнуются в два тура. Имя Петра Ивановича Говорушко – профессора и проректора Санкт-Петербургской государственной консерватории – появилось в названии конкурса в начале 2000-х. Имя одного из ярчайших представителей и основоположников высшего профессионального образования на русских народных инструментах в Ленинграде сегодня известно в довольно узких кругах. Информацию о нем организаторы конкурса собирали буквально по крупицам. Нашли и фотографию, вот он – статный, седовласый, вся грудь в орденах. Когда началась война, добровольцем ушел на фронт, участвовал в тяжелых оборонительных боях на южных подступах к Ленинграду. А зимой 1941/42 годов служил в роте боевого охранения, сопровождавшей машины с боеприпасами через Ладожское озеро по Дороге жизни. Позже в составе мобильных бригад выступал перед бойцами в окопах и ранеными в госпиталях.

Говорушко был одним из немногих народников, которые после войны вернулись к музыке, в то время на фоне победы был всплеск интереса и любви к народной музыке. Петр Иванович воспитал плеяду ярких исполнителей-лауреатов. Эти традиции и стараются сегодня поддерживать организаторы конкурса, мастерство ребят оценивают или ученики Говорушко, или ученики учеников. Один из членов жюри – сын знаменитого баяниста. Детей оценивают со всей строгостью. Здесь важно все: профессиональное исполнение программы, артистизм, качество звука, правильная интонация, правильная постановка рук...

– Дети просто очаровашки! Во всех группах есть звездочки, которые бросаются в глаза, – улыбается преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова и член жюри Ирина Шурыгина. – Мы будем отслеживать их судьбу, делать из них профессионалов. Ведь таких детей немного, потому что родители предпочитают отдавать на скрипку и фортепиано, а мы считаемся не очень престижными...

В этом году участие в конкурсе приняли около 200 ребят. Все педагоги и члены жюри как один радостно отмечают – за последние несколько лет интерес к народной музыке вырос. В этом, говорят, заслуга и «Терем-квартета», и балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского, которые сегодня собирают полные залы.

– В постперестроечные годы было какое-то извращенное понятие о народных инструментах! У детей, которые в те годы родились, балалайка стоит в ассоциативном ряду «мишка, балалайка, матрешка», – рассказывает директор детской школы искусств # 12 Ксения Шварц. – Я вижу, как сегодня пошла волна интереса к народным инструментам. Молодежь создает квартеты и квинтеты, на которые зритель идет, потому что все эти «ух!», «эх!» дают позитивный настрой. Они делают обработки и классики, и песен Майкла Джексона. Пространство для эксперимента огромное! Молодежь увидела, что можно работать со звуком на компьютере, какие потрясающие можно делать аранжировки.

Особенно возрождаться стала гусельная музыка. Желающих уже гораздо больше, чем педагогов, которым приходится совмещать работу в 2 – 3 школах. И все преподаватели как на подбор – юные.

– В Петербурге очень недавняя история академического образования на гуслях, – объясняет преподаватель гуслей из Охтинского центра эстетического воспитания Анастасия Фомина. – Класс гуслей был открыт в нашей Консерватории всего полвека назад. Выпускаются очень мало человек, да и то не каждый год. Сегодня, например, в Консерватории только трое учатся на гуслях. Хотя это прекрасный инструмент. На нем можно все. Джаз, рок – да пожалуйста!

– Меня привели в школу на экзамен, посмотрели на мою руку и сказали: «Вот эта девочка подходит для гуслей, у нее такая сильная рука», – я и согласилась, – объясняет свой выбор Анна Яковлева из Музыкального лицея комитета по культуре Санкт-Петербурга. – Мне нравится, что можно громкие звуки извлекать.

– Гусли – удивительный инструмент. Маленький ребенок приходит в музыкальную школу, ему поставили руки в позицию – и уже аккорд. А за ним второй. Красиво! Только пришел, как уже сам музыку играешь! Это очень детям нравится. И педагоги ведь совсем еще девочки! Я вижу, с каким удовольствием они занимаются с детьми, – вдохновенно рассказывает мама Ани. – А для меня такая музыка как мощная струя свежего воздуха, которую мне дарит мой ребенок. Ведь когда слышишь гусли, сразу образы в голове возникают – былины, древняя Русь, что-то такое свое, родное чувствуется! Такая музыка нам особенно нужна.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5427) от 30.03.2015.


Комментарии