Режиссер Семен Александровский представил проект «Любовные письма»

Петербургский режиссер, создатель независимого Pop-up театра Семен Александровский представил свой новый проект «Любовные письма».

Режиссер Семен Александровский представил проект «Любовные письма» | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Это двенадцатый проект Семена. В нем сошлось все, что составляет стиль режиссера, – город как место действия и как один из героев спектакля, документальность материала, использование гаджетов, приглашение зрителя к сотворчеству...

Работа над проектом длилась почти два года. И все это время я больше ничего не читал, кроме любовных писем, – рассказал он на встрече с журналистами и блогерами.

По жанру «Любовные письма» – сочетание спектакля-променада, «бродилки», когда город становится и декорацией, и действующим лицом, и радиоспектакля. Для того чтобы побывать на этом спектакле, не нужно проделывать привычный ритуал – принарядиться, добраться до театра, найти свое место в партере или ложе, в антракте – буфет... Да, и не забыть о маске!

Для «посещения» спектакля Семена Александровского нужны только смартфон с доступом в Интернет и наушники. Устанавливаете бесплатное мобильное приложение «Любовные письма», и вперед – по городу в любое время, выбирая маршрут по своему усмотрению. Чтение очередного письма будет включаться автоматически, стоит вам лишь приблизиться к заложенному в маршрут дому – приложение само активируется.

А можно «гулять» виртуально, сидя дома, прокладывая маршрут на карте вручную.

Письма читают известные артисты – Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Елена Калинина, Дмитрий Лысенков... И не только актеры. Среди чтецов – поэтесса Вера Полозкова, драматург Михаил Дурненков, искусствовед Дмитрий Озерков...

Как говорит Семен, на восприятие спектакля влияет комплекс причин – погода, настроение, время суток, встречные люди.

Когда ты идешь по современному городу, а в наушниках, словно в твоей голове, звучит негромкий голос, читающий письмо, написанное в пушкинскую эпоху, испытываешь странное чувство. Само прошлое начинает говорить с тобой. Ты воспринимаешь Петербург не только сиюминутный, бегущий, шумный, но – вечный. И острее чувствуешь свою связь с городом и с теми, кто жил, любил, страдал в этих домах, – будто вливаешься в бесконечный поток, который Державин называл рекой времен.

Улица Жуковского, 7. 1915 год – тревожное время: Первая мировая война, предчувствие крушения империи, революции и всех бед, которые она принесет. А Владимир Маяковский, побывав в этом доме, куда привела его Эльза Триоле, записывает в дневнике: «Радостнейшая дата». Здесь он познакомился с Лилей Брик...

Сейчас много спорят о том, любила ли она Маяковского. На выставке «Маяковский Haute Couture: искусство одеваться», прошедшей несколько лет назад в Театральном музее, демонстрировали его гардероб. И когда видишь все эти его бесчисленные рубашки, которые Лиля бережно сохранила, думаешь, что – да, любила.

Да и письма, где много о прозаических мелочах жизни – чулках, духах, новых обоях и шторах (она любила комфорт), похоже, написаны с любовью...

Английская набережная, 4, дом Лаваль. И уже звучит в наушниках на фоне величественной Невы любовное письмо совсем иных стиля и слога.

Без всякой бытовой мишуры и сюсюканья. Строго, сдержанно, благородно. Княгиня Екатерина Трубецкая пишет своему супругу декабристу Сергею Трубецкому: «Меня будущее не страшит. Спокойно прощусь со всеми благами светскими. Одно меня может радовать: тебя видеть, делить твое горе, и все минуты жизни своей тебе посвящать...».

Дом № 54 по Невскому проспекту. Здесь Иван Тургенев познакомился с оперной дивой Полиной Виардо, которую полюбил с первого взгляда. Вернее, полюбил он ее еще раньше – с первого звука, когда осенью 1843 года она приехала с итальянской оперой на гастроли и выступила в партии Розины в «Севильском цирюльнике».

В одном из многочисленных писем к Виардо Тургенев вспоминал момент личного знакомства: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые семь лет назад имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александринского театра: ваша квартира была на самом углу, – помните ли вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к вам... я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище... а теперь позвольте мне упасть к вашим ногам».

Всего он написал ей около 500 писем. После его смерти она оставила для потомков лишь 300. Своих посланий – всего 20.

Пока в приложении больше сотни писем. Но постепенно их станет больше. Семен Александровский предлагает всем, у кого в семейном архиве сохранились любовные письма родных, быть может, даже военной поры, присоединиться к проекту.

Вы можете сами прочитать эти письма и прислать модераторам проекта, дополнив, если есть возможность, фотографиями тех, кто писал и кому адресованы. Они будут загружены и станут частью той реки чувств, которая течет через время и никогда не иссякнет.

17 октября в 13.30 на II Передвижном фестивале негосударственных театров в пространстве «Сфера» в Люмьер-холле (Обводный канал, 74) Pop-up театр проведет Лабораторию написания любовных писем (12+).


#проект #спектакль #режиссер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7030) от 14.10.2021 под заголовком «Город говорит о любви».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?