«Ревизия» сомнений. О чем говорили на книжном фестивале в Новой Голландии

На только что закончившемся в Новой Голландии I книжном фестивале «Ревизия» говорили о проблемах современного книгоиздательства. Одной из основных тем стало взаимодействие рынка интеллектуальной литературы и культурных сообществ. Настроение профессионалов колебалось от благодушия к скепсису, а нарисованные ими перспективы не были очевидными.

«Ревизия» сомнений. О чем говорили на книжном фестивале в Новой Голландии | Иллюстрация bikeriderlondon/shutterstock

Иллюстрация bikeriderlondon/shutterstock

Пока книжные люди изучали предложения книжных домов на сопряженной с фестивалем ярмарке, издатели оживленно дискутировали, пытаясь определить свое положение в современном литературном мире и обозначить отношения с активным и мыслящим читателем. Общий тон задал руководитель центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский, который представил исследование современных читательских предпочтений россиян: от жителей мегаполиса до рабочего поселка в Тверской области.

Результаты опросов однозначно свидетельствуют, что привычная с советских времен культура литературного чтения сменилась практикой рационального и даже эгоистического книгопотребления. Книга уже не лучший подарок. Изменилось количество в принципе читающих художественную литературу. Если в 2003 году почти никогда не брали в руки книгу 32% населения, то в 2014-м уже 56%. Появление в широком обиходе электронной литературы во многом сняло проблему доступности текстов, особенно в маленьких городах, где зачастую книжные магазины отсутствуют. Но одновременно с этим само понятие книги лишилось традиционного для нашей культуры благоговейного отношения.

Исследование выявило крайне скептическое отношение обыкновенного читателя к книжной рекламе, премиям и критикам. Главный из факторов предпочтения — рекомендации друзей и людей из круга непосредственного общения. Школьникам и студентам надоело читать «проблемную» литературу и отвечать на привычный по урокам вопрос «что хотел сказать автор?». В загоне поэзия, но востребована эмоциональная литература, а также «военные» произведения. Антропологи видят причину последнего феномена в актуальной сегодня ставке на патриотизм.

На таком фоне книгоиздатели и принялись обсуждать свой сегодняшний день с его проблемами и, может быть, перспективами. В качестве одной из главных надежд для отрасли организаторы фестиваля увидели заинтересованность городских сообществ, которые в последнее время запечатлевают свою активность в книгах.

Примером ревнивого профессионального интереса стал успех книги «Несвятые святые». Эмоциональное чтение от митрополита Тихона Шевкунова выдержало множество изданий общим тиражом два с половиной миллиона экземпляров, причем первые полтора миллиона разошлись по церковным лавкам, минуя традиционные книжные магазины. Это и стало самым красноречивым примером отклика на запрос, сформировавшийся в конкретном сообществе. Таких тиражей сейчас в принципе не бывает, резюмировали историю этого успеха участники дискуссии.

Но встречаются и случаи, когда запланированный книжный хит не выстреливает, несмотря на популярность целевого сообщества. Об этом рассказал Михаил Майзульс, один из авторов книги «Страдающее средневековье». Одноименный паблик в одной из социальных сетей насчитывает более 360 тысяч подписчиков, но тираж одноименного проекта издательства «АСТ» всего 40 тысяч. Дело в том, что книга лишена привычных по Интернету и ожидаемых мемов, решена в просветительском ключе. А это уже совсем другая история.

Примеров того, как сообщества обзаводятся своей печатной версией, немало. Книгоиздательством занимаются владельцы петербургского магазина «Все свободны» Любовь Беляцкая и Артем Фаустов. («Раз — и получилось издательство», — исчерпывающе поделилась Беляцкая). Москвич Сергей Мохов прошел путь от просто интересующегося студента до главного редактора журнала «Антология русской смерти» и автора книги «Рождение и смерть похоронной индустрии». Номера журнала выходят небольшим тиражом — 500 — 750 экземпляров, но каждый экземпляр находит покупателя.

Однако вовсе не каждый издатель «крафтовой», как изящно выразились на обсуждении, литературы склонен искать поддержку в каком-либо сообществе. Приводились примеры интеллектуального «подсиживания», а Борис Куприянов, издатель и соучредитель московского книжного магазина «Фаланстер», даже прибегнул к конспирологии, предположив: «Нам сообщества не нужны. Мы сложнее, чем бинарная система... Сообщества нужны власти, чтобы организовывать большие группы людей».

Сложность отношений городских сообществ и культурных пространств, частью которых является современная книга, была отражена и в небольшом выставочном проекте «Ревизия: места и сообщества». Команда проекта — Полина Заславская, Вита Зеленская, Марина Исраилова, а также киновед, литератор и создатель магазина «Порядок слов» Константин Шавловский — представила 14 петербургских историй субкультур и сообществ, которые нанесли на карту нашего города свои места наибольшего притяжения. В результате, по мысли организаторов, получается опыт некоего картографирования культурного Петербурга.

Авторами таких карт выступили художница Анастасия Волохова, фотограф Дмитрий Виленский, художница Анна Терешкина, иллюстратор Леонид Цхэ, художник и музыкант Дмитрий Шубин, критик и философ Алла Митрофанова, писатель и переводчик Александр Скидан и другие представители городского культурного пространства. К сожалению, получившийся продукт грешит явной недосказанностью. Законченного впечатления собственно из экспозиции в Новой Голландии вынести нельзя — необходим обширный справочный аппарат, который обещали выложить на сайте проекта в скором времени. Пока же полная информация доступна только участникам выставки в виде бумажного каталога, изданного в двадцати экземплярах.

Но не в этом факте скрывается главная досада. Во время презентации проекта в глаза бросились сомнения и колебания самих организаторов, которые напирали на определение «так называемое культурное пространство» и на громоздкие фразы типа «явление проблематизирует само себя». В обсуждении прозвучало и определение «альтернативная культура». Но вряд ли культура может быть альтернативной — так же, как, скажем, нравственность. Культура либо есть, либо это нечто совсем другое.

От впечатления неуверенности и организаторов выставки, и ее субъектов было трудно избавиться. Конечно, девиз фестиваля — «искусство сомневаться». И было бы весьма самонадеянно расклеивать ярлыки: это культура, а это нет. Но скрываться за определением «альтернативная» тоже не стоит. Готовность отвечать за свое творчество по большому счету — это важно в любые времена.

#книжный фестиваль #литература #Новая Голландия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6268) от 13.09.2018 под заголовком «Ревизия сомнений».

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.