Рестарт по Станиславскому. Как прошла Летняя театральная школа в Петербурге

Кому каникулы и отпуска, а кому — уроки. В Петербурге прошла очередная Летняя театральная школа для актеров русскоязычных иностранных театров. Ожидаешь, что приедут из разных государств — бывших союзных республик — русские артисты тамошних русских театров, оставшихся с советских времен. Смотришь — а среди «учеников» не только Наталья, Михаил, Алексей, Анастасия, но и Рипсиме, Айарпи, Абай, Гор, Ибрагим…

Рестарт по Станиславскому. Как прошла Летняя театральная школа в Петербурге | Фото Данилы НЕРОЗНАКА предоставлено театром-фестивалем «Балтийский дом»

Фото Данилы НЕРОЗНАКА предоставлено театром-фестивалем «Балтийский дом»

Двадцать пять человек — из Армении, Азербайджана, Абхазии, Республики Беларусь, Казахстана. Разного возраста. Но и те из них, кто очень молод, не студенты, они действующие актеры. В том числе такие, на которых репертуар родного театра держится. Например, Гор Амбарцумян, артист Ереванского государственного русского драматического театра им. К. С. Станиславского — лауреат высшей театральной премии Армении, «Лучший молодой актер».

Десять дней с десяти утра допоздна мастер-классы по сценической речи (педагог — Дмитрий Кошмин, работающий с АМДТ — Театром Европы Льва Додина), сценическому движению (с Игорем Качаевым, сотрудничает с Львом Додиным и Валерием Фокиным), вокалу (музыкальный руководитель «Балтдома» Светлана Митрофанова). Еще экскурсии, лекции по истории русского театра. Несколько спектаклей умудрились посмотреть. Петербург изучали по большей части ночами.

Летние театральные школы — это такой рестарт, — объясняет Гор. — У нас у всех репертуарный театр, в месяц столько‑то спектак­лей, репетиции, на что‑то другое просто времени не хватает. А летние школы дают возможность пообщаться, набрать такую «новую базу».

…Встали полукругом в не очень большой аудитории здоровенного здания «Балтийского дома». Итоговое занятие по вокалу, что‑то вроде отчетного концерта. Вдруг ка-а-а-ак грянут. Цыганскую. Не на русском, на сербском. Из фильма Эмира Кустурицы «Время цыган».

Читаешь программку вокального «отчетника» актеров русскоязычных театров: цыганская, армянская народная, попурри народных казахских песен, японская (!). Для девушки, певшей на японском, Анастасии Шляховой, родной — русский. Работает в Восточно-Казахстанском областном драматическом театре.

У нас в театре три труппы, — объясняет Анастасия. — «Русская», «казахская» и «молодежная». Я играю на русском языке, казахский учу с детства, понимаю его, но знание, конечно, неидеальное. Вот Абай — и на русском, и на казахском, и еще на куче языков.

Абай Хасенов показывал умения и в казахской народной, и в мюзикловой французской Belle из «Нотр дам де Пари».

О, добрались до песни на русском. В исполнении белорусов. Славная компания, назвавшись «хором республиканского ущербного балета» (или как‑то еще изощренее; на самом деле они из театра-студии «Беларусьфильма», Белорусского ТЮЗа, Белорусского государственного молодежного театра и Национального академического драматического им. А. М. Горького), заголосила «Черную речку». Над этой песней лет десять назад укисали сотни тысяч русскоязычных в разных странах. Если вкратце: коллектив посредством песни увещевает Сашу (Александра Сергеевича) не ходить на Черную речку: «Черная речка, черный пистолет, / На снегу два человечка, / Хлоп! И одного уже нет…».

Ну, песня белорусского кабаре-бэнда «Серебряная свадьба», она про Пушкина, а мы в его городе Петербурге. Вот у нас все это таким образом соединилось, — констатируют белорусы.

Преподаватель по вокалу Светлана Митрофанова говорит, у нее одна только сложность была: «Мало, мало времени». В первые дни надо было «соединить» актеров поющих и непоющих.

Это третья Летняя театральная школа «Балтдома». Затеяна вместе с Фондом содействия развитию культурных программ «Балтийский международный фестивальный центр» при поддержке фонда «Русский мир». На первую школу приезжал в свое время целый курс при Латвийском национальном театре (в некоторых государствах «русские» театры называются «национальными»), на второй школе были актеры уже из нескольких стран.

Впрочем, образовательные театральные программы «Балтдома» существуют давно, прорастают из балтдомовского фестиваля «Встречи в России», а первый прошел еще в 1997 году.

Русские театры были профессионально довольно сильные практически во всех республиках, но к концу девяностых уже испытывали очень серьезные трудности, — рассказывает художественный руководитель театра-фестиваля «Балтийский дом» Марина Беляева. — Многие театры к тому времени уже давно не приезжали в Россию, и к ним из России никто не приезжал. Варились в своем соку. Хотя были и театры, которые жили вполне хорошо: например, Рижский русский театр… В Казахстане много театров, играющих на русском языке. Но все в один голос говорят: независимо от статуса театра, от его возможностей, в том числе финансовых, есть проб­лемы, связанные с пополнением труппы, с языком. Языковая среда‑то другая.

В последние годы русскоязычные театры стран СНГ приглашают молодых российских режиссеров; ГИТИС «командирует» целые постановочные молодежные бригады. Петербургский режиссер Роман Габриа только что выпустил в Гомеле спектакль «Маленькие трагедии. Пушкин» — по итогам театральных мастерских; проект поддержал петербургский комитет по внешним связям.

Марина Беляева продолжает:

Знаете, нам руководитель одного русскоязычного зарубежного театра писал об актере, который на Летнюю школу приехал: «Вы педагогов предупредите, пожалуйста, что он может что‑то недопонять, переспросить. Он по‑русски говорит, но думает‑то на своем родном языке». И одно другому не мешает: думать на своем родном — и нести русскую культуру.


#актеры #тетар #мастер-класс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7232) от 15.08.2022 под заголовком «Рестарт по Станиславскому».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?