Редкая профессия. Как работает модельмейстер?

Когда в Музее Александра Суворова открывалась выставка «Слава, запечатленная в фарфоре. Генералам 1812 года посвящается» (к 210‑летию Бородинской битвы), ее организаторы сообщили: все 29 фигур созданы коллективом российских скульпторов и художников по фарфору под началом модельмейстера Светланы ФИЛИМОНОВОЙ. Мы встретились с ней, чтобы расспросить о ее редкой профессии.

Редкая профессия. Как работает модельмейстер? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Вы начинали как скульптор или как художник?

— Ни то ни другое. Моя малая родина — город Пушкин, где я окончила юридический факультет Ленинградского государственного университета. Несколько лет работала юристом в частной фирме, поняла, что мне это неинтересно. А когда ушла в декрет, появилось свободное время. Стала подробно интересоваться работой мужа Юрия — реставратора изделий из старинного фарфора. Получала от него первые задания.

Какие, например?

— Легкие. Вылепить лепестки цветов, сделать форму простой детали — ручку от чашки, крышку от чайника или вазочки. Потом стала читать каталоги фарфора, изучать книжки по его изготовлению. Постепенно поняла, что это может стать моим делом.

Как‑то мужу принесли заказ. Надо было сделать свадебный подарок — фарфоровый подсвечник в виде юной пары, сидящей около свечи. Для заказчика было важно, чтобы это была реплика памятного ему простого сувенира.

И что вы стали делать?

— Сначала надо было подсвечник вылепить. Но я не скульптор, обратилась к знакомым с академическим образованием — Максиму Польскому и Сергею Юзову. Они вылепили модель в пластилине, я рассчитала, какой должна быть усадка, чтобы получить заданный размер подсвечника. Сняла гипсовую форму. Ее необходимо сушить при температуре не выше 70 градусов. Затем залила в форму два варианта шликера (фарфоровой массы). Помню, как боялась, что не успею обжечь подсвечник (это длительный процесс), чтобы выполнить заказ в срок. Но все сложилось удачно.

Потом было много разных работ. Постепенно пришло понимание, что основная задача модельмейстера — пройти без потерь путь от замысла до готового изделия.

Можно пояснить на примере работы над серией «Генералам 1812 года»?

— К нам обратился инициатор выставки — Алексей Колодко с идеей создать серию скульп­турных портретов участников Отечественной войны 1812 года. У нас в записной книжке находятся имена скульпторов и художников, которые занимаются росписью по фарфору. Мы знаем, кто в чем силен, у кого что получается лучше.

Мы несколько раз встретились со скульпторами, обсудили, что будет лучше смотреться в фарфоре, размеры пеших и конных фигур.

Вместе сделали пластилиновую модель первой фигуры. Обсудили, на какие части необходимо разделить эту модель, чтобы потом можно было правильно склеить из отлитых частей цельную фигуру.

Для каждой части я сделала форму из гипса. Потом отлила все части из шликера, склеила их в требуемую фигуру. За этим последовал первый, подготовительный обжиг, затем — второй с глазурью. После этого началась работа с художниками, которые расписали фигуру. Опять с обсуждениями, как будет выглядеть фарфоровая фигура пос­ле двух обжигов с росписью. Четыре обжига являются минимальным количеством.

И такой процесс происходил с каждой из 29 фигур.

То есть модельмейстер — это и художественный руководитель, и руками должен уметь работать?

— А еще быть менеджером, постоянно искать скульпторов и художников для работы над новыми проектами.

Вижу на вашем рабочем столе фигурки с надписью «Шерлинг»…

— Скоро в Петербурге откроется выставка художников Бориса Григорьева, Юрия Анненкова и фотохудожника Мирона Шерлинга. Меня попросили соз­дать портреты этих художников в фарфоре. Совместно со скульптором Владиславом Серовым и художником Татьяной Травниковой мы изготовили первые образцы.

Судя по всему, ваша работа пользуется спросом.

— Иногда работаем днем и ночью. Бывает, освобождается время для воплощения в фарфоре своих авторских идей.

Например?

— Как‑то создали фигуру, изображающую казачий обряд «Посажение на коня» (это когда мальчика 3 – 5 лет, будущего воина, первый раз сажают верхом). Потом появились заказы от любителей лошадей. Оказалась, очень непростая работа, начиная от необходимости передать правильную постановку копыт здоровой лошади до сложностей обжига фигуры…

Сейчас работаю над образом Пушкина на коне. Известно, что Пушкин любил ездить верхом, изображал себя всадником.

В фарфоре скачущего поэта, кажется, никто не воплощал?

— Я тоже про это ничего не слышала. Тем интереснее новая работа.

Когда в конце лета мне передавали номер вашего телефона, предупредили: перед 1 сентября не звонить.

— У нас в семье пятеро детей. Две старшие дочери учатся в вузах. Одна на кинооператора, другая — прикладной информатике. Два сына ходят в школу, самый младший — в детский сад. Дети требуют много внимания, но, когда они приходят в мастерскую, чтобы посмотреть на мои работы, иногда чем‑то помочь, это вдохновляет трудиться дальше…


#скульптор #художник #фарфор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7263) от 27.09.2022 под заголовком «Кто помогает фарфору».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?