Рассказ о замершем времени. На онлайн-конференции обсудили творчество Питера Хега

«Затворничество как образ жизни»... Столь интригующе была обозначена тема онлайн-конференции в ТАСС. Прочитав анонс, я поняла, что речь пойдет об одном из главных писателей современной Дании Питере Хеге.

Рассказ о замершем времени. На онлайн-конференции обсудили творчество Питера Хега | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Можно ли назвать его затворником, отшельником? Конечно. Все поклонники Хега, а их у него сегодня, пожалуй, даже больше, чем у его земляка и коллеги Ханса-Кристиана Андерсена, знают, что живет он на полуострове Ютландия, ограничивая круг общения семьей, крайне редко появляется на публике, а письма ему нужно слать на электронный адрес издательства. Ему перешлют, но ответит ли он - большой вопрос.

Потому таким событием был приезд Хега в Петербург три года назад, когда он встретился с читателями в Университете и в Музее современного искусства. Оказалось, что он совсем не аутист, а просто такой... ну, чуждый суете и тщете земной. При этом Хег, который и выглядит, как аскет - совсем худой, почти бесплотный, был приветлив, отвечал на вопросы до последнего, а потом, подписывая книги, нашел в себе силы тепло пообщаться с каждым.

Меня особенно поразило, что Хег по-прежнему пишет ручкой на бумаге (о чем рассказал на встрече). Он говорил, что книги рождаются ведь не только в голове писателя. Каким-то непостижимым образом их появление связано и с телом - сердцем, кровью, рукой, выводящей буквы, почерком. А слова - они как кровь, которая течет от сердца к сердцу.

В России издано немало его книг: «Снежное чувство Смиллы», «Тишина», «Условно пригодные», «Женщина и обезьяна», «Дети смотрителей слонов».

И вот наконец у нас вышел в свет его первый - дебютный - роман «Представление о XX веке», написанный еще в 1988 году. Тогда книгу заметили, но особого успеха она Хегу не принесла. Так что «Смиллу», сделавшую его известным во всем мире и богатым, он писал в крошечной квартирке, а письменный стол ему заменяла доска, положенная на колени. Однако с течением времени роман стал привлекать все больше внимания, причем не только читателей, но и исследователей. Ведь он словно магический кристалл, в котором можно провидеть прошлое и предвидеть будущее. Речь там идет о Дании, но в сущности - обо всем мире. Кстати, игра со временем, в особенности идея замедления и даже остановки времени по высшему указу, оказалась сегодня, в мире, поставленном на паузу из-за пандемии, очень в тему.

«Представление о ХХ веке» начинается... в 1520 году в датском поместье «Темный холм», где, по свидетельству Парацельса, находится центр Вселенной. Владелец поместья повелевает остановить время.

Заканчивается же роман концом 80-х годов двадцатого века.

По словам Александра Кононова, директора издательства, определить жанр книги сложно. Впрочем, это касается всех книг Питера Хега. Ни «Смиллу», ни «Тишину», ни «Условно пригодных» нельзя отнести к какому-то определенному жанру. Кроме литературы как таковой. «Представление о XX веке» можно назвать сагой, ведь в книге повествуется об истории пяти поколений датской семьи. И все же это будет не совсем точно.

- Когда «Представление...» вышло в 1988 году, журналисты и критики сразу стали сравнивать его с романом Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», - рассказала переводчик всех книг Питера Хега на русский язык Елена Краснова.

В чем сходство? В искусном узоре судеб людей и страны, в которых переплетаются нити реальности и фантастики. И это не только время, которое то замедляется, то ускоряется, то вовсе замирает. Но и, например, огромный доходный дом, который постепенно уходит под землю. Или одна из героинь, дочь священника Анна, которая умеет выходить из тела и оказываться в нескольких разных местах одновременно.

Но в это множество фантастических сюжетов встроена реальная жизнь Дании. Тут и оккупация во время Второй мировой войны, и послевоенное развитие общества всеобщего благоденствия, и бунтарские шестидесятые годы, когда молодое поколение протестовало против буржуазных ценностей.

«Эта книга - история датских надежд, рассказ о том, чего мы боялись, о чем мечтали, на что надеялись и чего ожидали в XX веке», - пишет Хег.

Подводя итоги, он делает не слишком утешительные выводы о разрушительной тенденции современной цивилизации.

«Если ничего не предпринять, то наша встреча с будущим не состоится», - считает писатель. Задаваясь вечным вопросом, что делать, чтобы избежать катастрофы, он предлагает обратиться за помощью к прошлому.

#Дания #писатель #конференция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6700) от 16.06.2020 под заголовком «Рассказ о замершем времени».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?