Раковины невероятной красоты выставлены Эрмитажем в Выборге

Эрмитаж представил в Выборге новую выставку «Монолог о раковине».

Раковины невероятной красоты выставлены Эрмитажем в Выборге | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Представительство петербургского музея в Выборге успешно функционирует больше 10 лет. Михаил Пиотровский подчеркивает, что центры-спутники Эрмитажа открываются только там, где они желанны. В городах, где не возникает конкуренции с местными музейными структурами и где возможны совместные проекты.

Для того чтобы убедиться в том, что ситуация в Выборге не изменилась, в день открытия новой выставки прошла встреча руководителей местных музеев и театров с директором Эрмитажа. Выяснилось, что все идет по плану: центр участвует в жизни города, в Выборге его любят, он постепенно расширяется.

Подножием зданию, где обосновался центр-спутник Эрмитажа, служит бастион Панцерлакс. Этому укреплению - «Стражу залива» - довелось пережить крепость, частью которой он когда-то являлся. Его мощные каменные стены подчеркивают изящную простоту постройки архитектора Уно Вернера Ульберга. И позволяют эрмитажному центру, который в соответствии с исторической справедливостью занимает только половину здания (во второй разместилась художественная школа), постепенно расширяться.

Несколько лет назад городские власти передали петербургскому музею пороховой погреб бастиона, в котором устроен Музей археологии. На одной из стен там представлены все когда-либо существовавшие гербы города Выборга.

Затем спутник Эрмитажа прирос казематом левого фланга. Это небольшое помещение, где полноценные реставрационные работы пока не проводились - они требуют долгих предварительных исследований. Здесь сохранились монументальная старая кладка, заложенные кирпичом бойницы, тайный ход в город (для лазутчиков) и даже пыточная камера (во всяком случае сотрудники центра уверены, что это она).

В день открытия выставки гостям был представлен еще один объект - каменные ворота, или «сортия». Этот выход за крепостной вал можно обнаружить на старых планах крепости, однако после Второй мировой войны спуск к нему был засыпан, так как порт стал к тому времени режимным объектом. Теперь ворота откопали и расчистили. Выйти через них на побережье пока не удастся, но каменные своды выглядят живописно.

В честь открытия выставки «Монолог о раковине» был произведен выстрел из точной копии артиллерийской пушки времен Петра I.

В залах можно видеть древние раковины-обереги и раковины, которые использовались в качестве денег. Есть удивительные по красоте чаши и табакерки, пороховницы и охотничий рожок, изящные солонки и флакон с коробочкой для мушек, вазы-ароматницы и шкатулка для хранения драгоценностей... Все это выполнено из раковин или в форме раковин (из самых разнообразных материалов - от глины до серебра и фарфора), украшено изображениями ракушек или ими самими.

Есть вещи необыкновенной красоты. Например, кубки-наутилусы сделаны из раковин наутилус помипилиус или турбо мормаратус, отшлифованных до перламутрового слоя, и оправлены в серебро лучшими мастерами Аугсбурга, Нюрнберга, Гданьска, Нидерландов и Италии. Трудно определить, что производит большее впечатление - экзотические названия раковин, их безупречная форма или изысканная драгоценная отделка.

В числе предметов с «родословной» - чаша-раковина, типичный экспонат «кабинета редкостей» (или кунсткамеры) начала XVIII столетия. Она выполнена из раковины рогатой шлемовидной улитки и дополнена серебряными ножками. Есть сведения, что Петр Великий пользовался ею как кубком.

Другая история связана с седельно-сбруйным комплектом Екатерины II (впервые представлен публике в полном составе). Составляющие его предметы украшены не только золотой вышивкой по бархату и кожаной аппликацией, но и раковинами каури. В своих записках просвещенная императрица не раз упоминает о том, что в юности «страстно любила верховую езду» и предпочитала мужское седло дамскому, несмотря на то что Елизавета Петровна этого не одобряла. И действительно, седло, которое можно разглядеть на выставке во всех подробностях, - мужское.

Всего в центре «Эрмитаж - Выборг» (на снимке) демонстрируется около двух сотен предметов. Самый древний из них датируется IV тысячелетием до н. э., самый поздний - началом нашего столетия (в последних витринах выставлены работы современных ювелиров). Вместе они складываются в мозаику образов и смыслов, составить и расшифровать которую может только универсальный музей - такой, как Эрмитаж.

#Эрмитаж #Выборг #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6434) от 07.05.2019 под заголовком «Музейный бастион».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?