Раковины невероятной красоты выставлены Эрмитажем в Выборге

Эрмитаж представил в Выборге новую выставку «Монолог о раковине».

Раковины невероятной красоты выставлены Эрмитажем в Выборге | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Представительство петербургского музея в Выборге успешно функционирует больше 10 лет. Михаил Пиотровский подчеркивает, что центры-спутники Эрмитажа открываются только там, где они желанны. В городах, где не возникает конкуренции с местными музейными структурами и где возможны совместные проекты.

Для того чтобы убедиться в том, что ситуация в Выборге не изменилась, в день открытия новой выставки прошла встреча руководителей местных музеев и театров с директором Эрмитажа. Выяснилось, что все идет по плану: центр участвует в жизни города, в Выборге его любят, он постепенно расширяется.

Подножием зданию, где обосновался центр-спутник Эрмитажа, служит бастион Панцерлакс. Этому укреплению - «Стражу залива» - довелось пережить крепость, частью которой он когда-то являлся. Его мощные каменные стены подчеркивают изящную простоту постройки архитектора Уно Вернера Ульберга. И позволяют эрмитажному центру, который в соответствии с исторической справедливостью занимает только половину здания (во второй разместилась художественная школа), постепенно расширяться.

Несколько лет назад городские власти передали петербургскому музею пороховой погреб бастиона, в котором устроен Музей археологии. На одной из стен там представлены все когда-либо существовавшие гербы города Выборга.

Затем спутник Эрмитажа прирос казематом левого фланга. Это небольшое помещение, где полноценные реставрационные работы пока не проводились - они требуют долгих предварительных исследований. Здесь сохранились монументальная старая кладка, заложенные кирпичом бойницы, тайный ход в город (для лазутчиков) и даже пыточная камера (во всяком случае сотрудники центра уверены, что это она).

В день открытия выставки гостям был представлен еще один объект - каменные ворота, или «сортия». Этот выход за крепостной вал можно обнаружить на старых планах крепости, однако после Второй мировой войны спуск к нему был засыпан, так как порт стал к тому времени режимным объектом. Теперь ворота откопали и расчистили. Выйти через них на побережье пока не удастся, но каменные своды выглядят живописно.

В честь открытия выставки «Монолог о раковине» был произведен выстрел из точной копии артиллерийской пушки времен Петра I.

В залах можно видеть древние раковины-обереги и раковины, которые использовались в качестве денег. Есть удивительные по красоте чаши и табакерки, пороховницы и охотничий рожок, изящные солонки и флакон с коробочкой для мушек, вазы-ароматницы и шкатулка для хранения драгоценностей... Все это выполнено из раковин или в форме раковин (из самых разнообразных материалов - от глины до серебра и фарфора), украшено изображениями ракушек или ими самими.

Есть вещи необыкновенной красоты. Например, кубки-наутилусы сделаны из раковин наутилус помипилиус или турбо мормаратус, отшлифованных до перламутрового слоя, и оправлены в серебро лучшими мастерами Аугсбурга, Нюрнберга, Гданьска, Нидерландов и Италии. Трудно определить, что производит большее впечатление - экзотические названия раковин, их безупречная форма или изысканная драгоценная отделка.

В числе предметов с «родословной» - чаша-раковина, типичный экспонат «кабинета редкостей» (или кунсткамеры) начала XVIII столетия. Она выполнена из раковины рогатой шлемовидной улитки и дополнена серебряными ножками. Есть сведения, что Петр Великий пользовался ею как кубком.

Другая история связана с седельно-сбруйным комплектом Екатерины II (впервые представлен публике в полном составе). Составляющие его предметы украшены не только золотой вышивкой по бархату и кожаной аппликацией, но и раковинами каури. В своих записках просвещенная императрица не раз упоминает о том, что в юности «страстно любила верховую езду» и предпочитала мужское седло дамскому, несмотря на то что Елизавета Петровна этого не одобряла. И действительно, седло, которое можно разглядеть на выставке во всех подробностях, - мужское.

Всего в центре «Эрмитаж - Выборг» (на снимке) демонстрируется около двух сотен предметов. Самый древний из них датируется IV тысячелетием до н. э., самый поздний - началом нашего столетия (в последних витринах выставлены работы современных ювелиров). Вместе они складываются в мозаику образов и смыслов, составить и расшифровать которую может только универсальный музей - такой, как Эрмитаж.

#Эрмитаж #Выборг #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6434) от 07.05.2019 под заголовком «Музейный бастион».


Комментарии