Путешествие во времени. О чем рассказывает фильм «На Париж!»

Когда появился титр «Фильм «На Париж!» основан на реальной истории», меньше всего в увиденное на экране хотелось верить. Ну прямо фэнтези. Множество снов или видений в картине имеется, а в жизни такого просто не может быть! Но, кажется, было. Ведь мы увидим в финале фотографию реального человека, с которым «все это» произошло.

Путешествие во времени. О чем рассказывает фильм «На Париж!» | Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

Итак, о чем речь? Трое офицеров непосредственно после Победы, приняв горячительного, поскольку начальство (Михаил Ефремов) простит, оно само, мягко говоря, под хмельком, отправляются в самоволку на «Мерседесе», изъятом у немецкого генерала. Пускай отправляется дальше вместе со всеми пленными пешком. Не развалится. Ему, проигравшему войну, останется только сказать сквозь зубы: «Дикие скифы!». Такова экспозиция, - на грани фарса. Заметим, что герои будут прикладываться к бутылкам (спиртное - разное предлагается) почти до самого конца ленты. Но сами они особенно-то не пьянеют, не лыком шиты, зато зритель - не без труда - настроится на комедию. Ведь еще по ходу банкета персонажам приходит идея в голову: а рванем-ка в столицу Франции! Праздновать Победу к союзникам, в музеи или к девочкам на бульвары, или и то и другое вместе! Словом, на Запад! Где наша не пропадала, всего-то 987 километров! Двое - Воронин и Каха знают немецкий, интеллектуал Стержнев (Евгений Стычкин) - немного даже французский, - разберемся! Везде свои, раз союзники...

Иллюзия эта, увы, ненадолго. Но это путешествие, оказывается, не только в пространстве, но и во времени. Поскольку рассказ ведется еще и посредством ассоциаций с классическим отечественным кино о войне, которое умело разговаривать со всеми. А сегодня оно же должно помочь авторам нащупать общий язык со зрителями разных поколений, да еще и смотрящими кино в обществе совсем не едином. И у этих зрителей в новой эпохе, уже тоже оставленной позади (времена вообще меняются быстро), могло сложиться, теперь уже под воздействием СМИ и социальных сетей, весьма противоречивое представление о том, как надо показывать события реальной истории - и войну, и Победу. Ведь классическое кино отошедшей эпохи, которое просто не с чем сравнить по прямому воздействию, от сердца к сердцу, - и военное, и послевоенное, уже столько сказало, что осталось только продолжить разговор. Получится ли?

Вот авторы и попробовали снова нащупать общий язык на уровне не прямых цитат, но ассоциаций, которые, возможно, еще существуют в культурной памяти, поскольку советское кино о войне довольно часто показывают по телевизору. И сказать не только о том, что наступило непосредственно после Победы во Второй мировой войне, о чем конкретно и повествует картина режиссера Сергея Саркисова. Но и, как мне кажется, выразить, что происходит со всеми нами - уже после того, как холодная война завершилась и, сравнительно недавно, началась снова. Этот второй план, совсем не явный и к тому же существующий в начале фильма в комедийной обертке, все-таки в финале напрямую выводит нас к современности.

Мы ведь пришли победителями на Запад или война по новой? - спрашивают нас авторы. И снова будет «нельзя», новая дисциплина, новые правила поведения на вроде бы уже освоенных территориях? Кто, кого и от кого охраняет? Мы своих от Запада или Запад весь мир - от нас? Как свои могут немедленно стать чужими, если правила опять поменяются, - такое уже бывало? Вот этот странный диалог с сегодняшним временем через классическое наше кино для меня самое интересное.

Прежде всего вспоминается картина А. Алова и В. Наумова «Мир входящему» (1961). Там была впервые показана ситуация многоязычия, последовательно проведенная через фильм «На Париж!». Есть и прямая цитата оттуда, когда на героев нападает смешной паренек из гитлерюгенда - что с ним сделать? Обезоружить и отпустить, пацан же. А у Алова и Наумова такого же парня - ремнем. Чтобы запомнил.

И, конечно, еще в свое ассоциативное поле авторы ввели ленту Марлена Хуциева «Был месяц май» (1970). В этой картине, если помните, счастливые победители обнаруживают, что кроме бесконечной радости есть и состояние человека, только что вышедшего из концентрационного лагеря... И эта вторая возможность продолжения жизни после Победы уже угрожает героям фильма «На Париж!», хотя сами они еще об этом только догадываются.

Для бравого капитана Воронина (Дмитрий Певцов), рыцарски готового пожертвовать собой, такой исход по-настоящему становится реальным уже со второй половины ленты, когда в действие вступает майор контрразведки Столетов (Сергей Маковецкий). «Что ты обо мне знаешь!» - говорит он Воронину. «Дезертиров» он отпускает. Но как это показано! Прекрасная погода внезапно сменяется лютым дождем, экранные краски блекнут. Военная машина заработает снова - уже против своих же, от которых бежать бессмысленно. Да и зачем?

Я вовсе не хочу сказать, что «На Париж!» поставили интеллектуалы. Такому прочтению противится иронически-ностальгический эпизод в публичном доме, где под гитару поется романс «Белой акации гроздья душистые», написанный М. Матусовским для классического фильма В. Басова «Дни Турбиных» (1976). Вот все-таки умело, еще раз скажу, старое кино брать за душу, ничего не попишешь.

В общем, цитат хватает, культура кино имеется. Один из авторов сценария - Станислав Говорухин, это его последняя работа в кино. И фильмы прошлых десятилетий - это такой вот путеводитель, помогающий авторам и героям сориентироваться как раз в современности. Но, видимо, уже недалеко время, когда наше кино заново научится простым языком рассказывать о сложных вещах напрямую. Как раньше, - от сердца к сердцу. В том числе истории, «основанные на реальных событиях».

Читайте также о том, что актер сериала «Игра престолов» догадался, что его персонажа убьют. 

#кино #фильм #Говорухин #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6439) от 16.05.2019 под заголовком «Путешествие во времени».


Комментарии