Пушкинград на Неве. В Музее городской скульптуры открылась выставка к 220-летию поэта

Пушкин и Петербург неотделимы друг от друга. Знаменитый, говоря словами поэта, строгий стройный вид создавался на его глазах. Об этом выставка «Пушкинград», которая открылась в Музее городской скульптуры. Она посвящена 220-летию Пушкина, который всегда молод и современен.

Пушкинград на Неве. В Музее городской скульптуры открылась выставка к 220-летию поэта | Паоло Трубецкой. Бюст Пушкина. ФОТО АВТОРА

Паоло Трубецкой. Бюст Пушкина. ФОТО АВТОРА

Музей достал из своих фондов редкую графику и скульптуру, от пушкинских времен до наших дней. Модели «Медного всадника», Александровской колонны, памятников Кутузову и Барклаю де Толли выставлены на фоне литографий Ивана Иванова, малоизвестного художника первой половины XIX века, созданных по рисункам Василия Садовникова. В собрании музея находятся 14 листов с изображением нечетной стороны Невского проспекта, отпечатанных на тонкой бумаге (это не позволило склеить их в панораму) в 1830 году. Рядом - литографии Карла Беггрова «Казанский собор» и Степана Галактионова «Биржа», другие виды пушкинского Петербурга.

Впервые музей показывает портрет графини Аграфены Закревской. Редкая, возможно, единственная, раскрашенная от руки литография Егора Гейтмана по оригиналу Джорджа Доу изображает известную красавицу, ровесницу Пушкина, владелицу светского салона на Исаакиевской площади, 5. Она была адресатом многих лирических посланий - Пушкина, Баратынского, Вяземского. Александр Сергеевич посвятил ей стихотворение «Портрет», где иронично отозвался о ней «как о беззаконной комете». В графическом наследии Пушкина есть рисунок, сделанный с того же портрета Доу. Литография поступила в музей в 1939 году вскоре после его создания. Поделился Эрмитаж.

В послевоенное время из библиотеки Смольного в музей поступил скульптурный портрет Пушкина, созданный Паоло Трубецким, знаменитым ваятелем-импрессионистом, а также автором памятника Александру III. Этот бюст был создан в 1899 году, вероятно, по частному заказу к 100-летию поэта.

Если один зал «Пушкинграда» посвящен веку девятнадцатому, то второй - веку двадцатому. Классические произведения - иллюстрация к «Медному всаднику» Александра Бенуа и «Нева сквозь колонны Биржи» Анны Остроумовой-Лебедевой дополнены произведениями советского периода. Среди них акварель Владимира Васильковского «На фоне Пушкина снимается семейство», где на голову аникушинского памятника на площади Искусств уселся голубь. А также акварель Феликса Волосенкова «Проект памятника Пушкину и Онегину на Кокушкином мосту». По идее автора, фигуры должны быть в рост человека, но плоскими, чтобы не мешать прохожим.

Выставку завершают несколько конкурсных проектов памятника Пушкину на площади Искусств. Они еще раз показывают, что работа Михаила Аникушина - вне конкуренции.

На вернисаже Надежда Ефремова, старший научный сотрудник музея, напомнила строки Давида Самойлова «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу». И добавила: «Пушкинград» будет пополняться новыми произведениями, но неизменной остается наша благодарная память о поэте».

#Пушкин #Музей городской скульптуры #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (6443) от 22.05.2019 под заголовком «Пушкинград на Неве».


Комментарии