В Главном штабе открылась выставка «Не разделяя живопись и поэзию...»

В Главном штабе открылась выставка «Не разделяя живопись и поэзию...». На этот раз здесь представлены книги с иллюстрациями Андре Массона.

В Главном штабе открылась выставка «Не разделяя живопись и поэзию...» | Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Графика Андре Массона - вторая глава большой «книги художников-сюрреалистов», которую создает Эрмитаж. Первая представляла работы Пабло Пикассо. Следующие расскажут о Роберто Матта, Максе Эрнсте, Хуане Миро и Сальвадоре Дали. Один из экспонатов, прозрачно на это намекающих, - обложка журнала «Минотавр» («самого красивого журнала по искусству»), выполненная Андре Массоном. Этот номер стал последним; обложку для первого придумал Пабло Пикассо. Работы Эрнста, Миро и Дали украшают другие номера того же издания. Надо полагать, их покажут в свой черед.

Кроме того, в витринах есть книги, оформленные художниками коллективно. Меняя главного героя, куратор перелистывает страницы, представляя зрителям творение то одного, то другого мастера.

Выставку, повествующую о творческих поисках Андре Массона, тоже можно «перелистывать», перемещаясь от издания к изданию. И таким образом проследить за творческими поисками художника. От черно-белого автоматического рисунка (визуализации образов, таящихся в подсознании) до эффектных цветных эстампов, которые порой не сопровождают текст, а порождают его (вдохновляя литераторов) или попросту без него обходятся (как в случае с альбомом «Одиссея»).

Марк Башмаков, в собрании которого хранится большинство экспонатов выставки, советует обратить внимание на самую первую из книг, проиллюстрированных Андре Массоном, - сборник стихотворений Жоржа Лембура «Низкие солнца». В витрине можно видеть только одну из гравюр - странный водоворот образов архитектурных, анималистических, сотканных из тонких линий.

Куратор выставки Михаил Балан выделяет несколько изданий. В том числе поэму Стефана Малларме «Бросок костей никогда не исключает случайность» (Париж, издательство Les Amateurs du Livre et de l`Estampe modernes, 1961). Андре Массон не просто проиллюстрировал стихи, выстроенные как цепочка ассоциаций, но и переписал их от руки, окружив цветными пятнами и линиями, в которых угадываются образы, порожденные текстом. Эти страницы красивы - каждая сама по себе и все вместе. В них есть и легкость парящего пера, и непредсказуемость морской волны. И тайна, окружающая каждый лабиринт, каковым эта книга, несомненно, является.

Показаны на выставке и листы из книги Артюра Рембо «Пора в аду» (издательство Les Cent-Une, 1961) - яркие, страстные, странные. И страницы книги «Эротические трофеи» (издательство «Галерея Луизы Лейрис», 1962) - манящие, но абсолютно неочевидные. И иллюстрации к роману Андре Мильро «Завоеватели» (издательство Альбер Скира, 1949), навеянные иероглифами и искусством Дальнего Востока, напечатанные в две краски, но создающие ощущение многоцветия.

Один из самых завораживающих ансамблей - альбом «Одиссея» (издательство UNESCO, 1978). Тонкие линии змеятся по цветному полю. Из их сплетения возникают образы - одноглазый великан, герой, натягивающий лук, светлоокая дева.

Пожалуй, именно многозначность, многослойность и страстность придают книжной графике Андре Массона обаяние. Она строится по законам поэзии. «Искусство есть - по сути своей - лирическая интуиция, - считает художник. - А проза (и реализм) пусть постоят в сторонке».

#выставка #Главный штаб #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6400) от 15.03.2019 под заголовком «Проза постоит в сторонке».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?