В Главном штабе открылась выставка «Не разделяя живопись и поэзию...»
В Главном штабе открылась выставка «Не разделяя живопись и поэзию...». На этот раз здесь представлены книги с иллюстрациями Андре Массона.
Иллюстрация cosma/shutterstock.com
Графика Андре Массона - вторая глава большой «книги художников-сюрреалистов», которую создает Эрмитаж. Первая представляла работы Пабло Пикассо. Следующие расскажут о Роберто Матта, Максе Эрнсте, Хуане Миро и Сальвадоре Дали. Один из экспонатов, прозрачно на это намекающих, - обложка журнала «Минотавр» («самого красивого журнала по искусству»), выполненная Андре Массоном. Этот номер стал последним; обложку для первого придумал Пабло Пикассо. Работы Эрнста, Миро и Дали украшают другие номера того же издания. Надо полагать, их покажут в свой черед.
Кроме того, в витринах есть книги, оформленные художниками коллективно. Меняя главного героя, куратор перелистывает страницы, представляя зрителям творение то одного, то другого мастера.
Выставку, повествующую о творческих поисках Андре Массона, тоже можно «перелистывать», перемещаясь от издания к изданию. И таким образом проследить за творческими поисками художника. От черно-белого автоматического рисунка (визуализации образов, таящихся в подсознании) до эффектных цветных эстампов, которые порой не сопровождают текст, а порождают его (вдохновляя литераторов) или попросту без него обходятся (как в случае с альбомом «Одиссея»).
Марк Башмаков, в собрании которого хранится большинство экспонатов выставки, советует обратить внимание на самую первую из книг, проиллюстрированных Андре Массоном, - сборник стихотворений Жоржа Лембура «Низкие солнца». В витрине можно видеть только одну из гравюр - странный водоворот образов архитектурных, анималистических, сотканных из тонких линий.
Куратор выставки Михаил Балан выделяет несколько изданий. В том числе поэму Стефана Малларме «Бросок костей никогда не исключает случайность» (Париж, издательство Les Amateurs du Livre et de l`Estampe modernes, 1961). Андре Массон не просто проиллюстрировал стихи, выстроенные как цепочка ассоциаций, но и переписал их от руки, окружив цветными пятнами и линиями, в которых угадываются образы, порожденные текстом. Эти страницы красивы - каждая сама по себе и все вместе. В них есть и легкость парящего пера, и непредсказуемость морской волны. И тайна, окружающая каждый лабиринт, каковым эта книга, несомненно, является.
Показаны на выставке и листы из книги Артюра Рембо «Пора в аду» (издательство Les Cent-Une, 1961) - яркие, страстные, странные. И страницы книги «Эротические трофеи» (издательство «Галерея Луизы Лейрис», 1962) - манящие, но абсолютно неочевидные. И иллюстрации к роману Андре Мильро «Завоеватели» (издательство Альбер Скира, 1949), навеянные иероглифами и искусством Дальнего Востока, напечатанные в две краски, но создающие ощущение многоцветия.
Один из самых завораживающих ансамблей - альбом «Одиссея» (издательство UNESCO, 1978). Тонкие линии змеятся по цветному полю. Из их сплетения возникают образы - одноглазый великан, герой, натягивающий лук, светлоокая дева.
Пожалуй, именно многозначность, многослойность и страстность придают книжной графике Андре Массона обаяние. Она строится по законам поэзии. «Искусство есть - по сути своей - лирическая интуиция, - считает художник. - А проза (и реализм) пусть постоят в сторонке».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6400) от 15.03.2019 под заголовком «Проза постоит в сторонке».
Комментарии