«Прости меня, земля, что я тебя покину». Памяти Николая Караченцова

Земной путь народного артиста РСФСР Николая Караченцова, любимого миллионами, завершился 26 октября в Москве, за день до его 74-летия.

«Прости меня, земля, что я тебя покину». Памяти Николая Караченцова | ФОТО Федора САВИНЦЕВА/ТАСС

ФОТО Федора САВИНЦЕВА/ТАСС

В 1967 году после окончания Школы-студии МХАТ он пришел в Театр Ленинского комсомола, которому остался верен вплоть до злополучной аварии в феврале 2005 года, когда получил тяжелую черепно-мозговую травму и работать уже не мог.

В его родном «Ленкоме» и пройдет сегодня прощание с ним. Сегодня же артиста похоронят на Троекуровском кладбище. Вечером в память о Николае Караченцове в театре сыграют спектакль «Юнона» и «Авось».

Это был спектакль, сделавший его звездой. Да и вообще весь спектакль - звездный. Поставил его Марк Захаров, музыку написал Алексей Рыбников, в основе либретто - поэма Андрея Вознесенского.

Мне повезло - я видела спектакль именно в этом первом, звездном, составе: Александр Абдулов, Елена Шанина и Николай Караченцов в роли графа Резанова. Это было в Ленинграде в начале 1980-х на сцене ДК им. Горького. Билеты достать было невозможно: аншлаг-переаншлаг. Нам достались два входных. Сидели на балконе, на ступеньках. Энергия, льющаяся со сцены мощным потоком, захлестывала зал. Когда в финале артисты пели «Аллилуйя любви», зрители были словно в трансе, многие вскочили со своих кресел, бросились к сцене.

Удивительно, что тогда, в годы брежневского застоя, в спектакле поднимали царский морской флаг, исполняли духовные песнопения и такие, например, строки: «Российская империя тюрьма, но за границей та же кутерьма. Родилось рано наше поколение, чужда чужбина нам и скучен дом».

- Андрей Вознесенский сказал, что не обошлось без вмешательства высших сил, и мы ринулись в Елоховскую церковь, чтобы поставить свечки Богородице, которая является одним из главных действующих лиц «Юноны», - рассказывал мне много лет спустя в интервью главный режиссер «Ленкома» Марк Захаров.

Николай Караченцов был бессменным исполнителем роли графа Резанова на протяжении 24 лет. Когда случилось трагическое ДТП, превратившее полного сил артиста в инвалида, пришлось искать замену. И это было очень трудно. Сейчас в роли Резанова выступают ведущие артисты «Ленкома» Дмитрий Певцов и Виктор Раков. Они делают это достойно, но все, кто видел блистательное исполнение Караченцова, всегда будут помнить в этой роли только его. Эта роль была скроена по его мерке.

Ну а кто не видел Николая Караченцова на сцене, будут помнить его и продолжать любить благодаря ролям, созданным на экране. Он сыграл более ста ролей в кино.

Для кого-то его главной ролью останется Владимир Бусыгин из фильма Виталия Мельникова «Старший сын» (1975) по пьесе Александра Вампилова. Другим он запомнился ковбоем Билли Кингом из «Человека с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой, лихим, но добрым парнем, который шикарно прикуривает от дымовой шашки (1987). Одним из самых дорогих воспоминаний детства для многих останется его Урри - обаятельный гангстер в кожанке и специальном шлеме для связи из фантастическоих «Приключений Электроника» Константина Бромберга (1980). «Урри, Урри, Урри, что случилось?» - «Тише, шеф, уже ночь».

Теперь душа его свободна от клетки искалеченного тела. Артист ушел туда, где нет ни боли, ни страданий. Спектакль окончен, занавес опущен. Проводим его аплодисментами.

#жизнь #актер #потеря

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6310) от 29.10.2018 под заголовком ««Прости меня, земля, что я тебя покину»».


Комментарии