Прощание с Графиней. Какой запомнят оперную певицу Ирину Богачеву

В уход Ирины Богачевой, тем более такой скоропостижный, не верится - так же, как невозможно было поверить четыре года назад и в уход ее коллеги, подруги и однокурсницы Елены Образцовой. Обе были воплощением чего-то незыблемого, эпохального, сильного, способного продолжаться еще очень долго.

Прощание с Графиней. Какой запомнят оперную певицу Ирину Богачеву | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Обе, словно кариатиды, держали на своих плечах традиции русского вокального искусства, устраивая для молодых конкурсы, проводя мастер-классы, заражая их азартом и вкусом к пению, к жизни на сцене. Обе пели до последнего. Но только античные колонны могут стоять веками, а жизнь человеческая имеет свое завершение. К завершениям Ирине Петровне было не привыкать. Она прекрасно знала, что такое оперные финалы, зачастую кровопролитные, как было, например, в «Кармен» и «Царской невесте», «Хованщине» и «Аиде». Она знала, что такое начать и завершить курс обучения вокалу того или иного консерваторского студента. Она знала, что такое взять первую ноту в романсе и спеть последнюю. А потом начать все сначала - в каждом спектакле заново страстно проживать жизни Кармен, Любаши, Марфы, Амнерис и многих других своих героинь. Снова взять новых студентов и начинать с ними с нуля.

Последней партией Богачевой на сцене Мариинского театра стала Графиня в «Пиковой даме», и, кажется, за долгие годы исполнения этой роли она должна была бы постичь тайну трех карт, тайну вечной молодости, успеха, богатства. И скорее всего, постигла, но теперь унесла с собой.

Ирина Богачева научилась быть режиссером своей судьбы. Латинское изречение не случайно гласит: «Судьба помогает сильным». Судьба ей благоволила, наградив любимым театром, мужем, обожаемой дочерью (с которой они много концертировали, а впоследствии устроили и с большим успехом вели два огромных конкурса - «Санкт-Петербург» и «Три века классического романса»), внучкой, правнучкой, работой и творчеством. Каждый раз при удобном случае она пела со сцены осанну своей семье, в которой души не чаяла, любимым громадным собакам.

Богачеву любили всегда - и когда ее ослепительная звезда только-только взошла, и в последние годы, где бы она ни выходила: в концертах, спектаклях. Любить ее было за что - не только за красоту очень богатого от природы голоса, яркого, торжественного тембра, но и за сияние глаз, дразнящую улыбку. Ее хватало на всех, в этом сказывался сильнейший характер, перфекционизм, пунктуальность, динамика личности. Она сидела за рулем до последнего, пока не пошатнулось здоровье и болячки не стали атаковать ее одна за другой. Но не в правилах ее поколения было жаловаться на жизнь и ходить с кислой миной побежденного.

Ирина Петровна любила побеждать и учила этому своих учениц и учеников, вырабатывая в них бойцовские качества, без которых нет смысла ступать на оперную сцену. Достаточно назвать ее учениц - сопрано Марию Литке и меццо-сопрано Олесю Петрову, чтобы понять, что такое школа пения и жизни Богачевой. Ее ученицей была и сама Ольга Бородина. Педагогика с молодости стала для Ирины Петровны больше чем работа, от студентов она получала заряд молодости, а те в свою очередь любили называть ее мамой. И материнское начало чувствовалось в ее пении, заботливо насыщавшем и просвещавшем слушателей. Студенты шли к ней не только для того, чтобы получить прочную конкурентоспособную силу, но и чувство уверенности на годы учебы, оказаться за педагогом как за каменной стеной в заведении с холодными стенами, где приходится преодолевать слишком много сложностей. А петь она учила на своем примере так, что даже во время мастер-класса молодые певцы раскрывались, преображаясь на глазах.

Ирина Петровна Богачева так и не дождалась возвращения в историческое здание обожаемой альма-матер, что не могло не подтачивать силы певицы и педагога, которая не сумела смириться со многими переменами, произошедшими там. Ее осанке не давала сгибаться сцена. В Мариинском театре она была до последних дней феноменальной Бабуленькой в «Игроке» Прокофьева и непревзойденной Графиней из «Пиковой дамы» - обе героини воплощали собой сопротивление времени, отстаивание вечных ценностей. Ценностью является и Петербург - город, которому Ирина Богачева осталась верна, устояв перед соблазнами Москвы и дальнего зарубежья. При этом Графиня Богачевой оставляла впечатление не грозного фатума, а грандиозной женщины-загадки, уставшей от слишком длинной жизни, хорошо помнившей пиры прошлого и не слишком жаловавшей нравы настоящего. В этом образе она вызывала чувство любви и даже жалости к своей героине, которой как будто и самой было страшно от того, что происходит вокруг.

Ирина Богачева с блеском и колоссальным достоинством провела пышный трехчасовой концерт в честь своего 80-летия в Большом зале Филармонии и там продемонстрировала отменное чувство юмора. Гала-концерт к юбилею намечался на 30 октября и в Концертном зале Мариинского театра. Теперь он станет вечером памяти певицы.

Прощание с народной артисткой СССР, Почетным гражданином Петербурга Ириной Богачевой состоится сегодня: гражданская панихида начнется в 11.00 в Белом фойе исторической сцены Мариинского театра, отпевание - в Никольском соборе после окончания панихиды. Церемония захоронения пройдет на Новодевичьем кладбище.

#опера #народные артисты #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6530) от 23.09.2019 под заголовком «Прощание с Графиней».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?