Профессия — кинокомпозитор

Имя композитора Андрея Сигле стоит в титрах более чем сорока картин. И если вам кажется, что вы никогда его музыки не слышали, то это, скорее всего, заблуждение.
Потому что он автор саундтреков к самым популярным телесериалам, таким как «Улицы разбитых фонарей» (первые 30 серий), «Агент национальной безопасности» и «По имени Барон». Этот последний сериал с понедельника вновь начал демонстрироваться по каналу «ТВС», и вы можете полюбоваться игрой хороших актеров, среди которых Нодар Мгалоблишвили и Сергей Бехтерев, и послушать музыку Андрея СИГЛЕ.
Истинные любители кино ценят музыку Сигле к фильму Александра Сокурова «Телец» и к «Русской симфонии» Константина Лопушанского. Известно, что Сокуров хорошо знает музыку и очень внимательно к ней относится, а Лопушанский — и сам в прошлом музыкант. Так что сотрудничество с этими режиссерами о многом говорит. Еще Сигле работал вместе с Виталием Мельниковым, Эрнестом Ясаном и другими признанными мастерами нашего кино. На Венецианском кинофестивале участвует в конкурсе замечательная короткометражка петербургского режиссера Ирины Евтеевой «Клоун» — к ней тоже написал музыку наш сегодняшний герой.

Профессия — кинокомпозитор |

— Андрей, вас очень ждали три недели назад на выборгском кинофестивале «Окно в Европу». Но вы не приехали, и прошел слух, что вы попали в аварию. Это правда?

— Правда. Мой «Мерседес» загорелся на Гороховой улице.

— Как загорелся? Это же чуть ли не самая безопасная машина в мире.

— Тем не менее в ней лопнула некая трубка, из трубки стало вытекать масло. Капли этого масла попали на раскаленный глушитель и воспламенились. Представляете, сколько машин и зевак днем на Гороховой? И японцы там оказались с кинокамерой, снимали, как из 600-го «Мерседеса» дым валит... А ведь машина могла запылать и взорваться, люди бы пострадали. На счастье, мимо возвращалась с происшествия пожарная машина, причем в ее цистерне оказалась вода. Удалось автомобиль потушить. А я вместо фестиваля попал в больницу.

— Как жаль. Ну я надеюсь, история с машиной уладится как-нибудь.

— Да, это не самое страшное, что в жизни бывает.

— А что вас по-настоящему беспокоит?

— Время очень быстро бежит. Я боюсь многого не успеть.

— Например? Что такого из ряда вон выходящего вам хотелось бы сделать в ближайшее время?

— Я уже три года думаю, как бы сделать альбом моей музыки в исполнении оркестра Мариинского театра.

— И чтобы дирижировал Гергиев?

— Ну да, хочется, чтобы Гергиев.

— А что мешает?

— Да ничего не мешает. Не хватает времени.

— Вы занимаетесь не только творчеством, но и бизнесом. Я слышала, что это вы оборудовали на «Ленфильме» ту самую замечательную звукозаписывающую студию, которой там так гордились и которую потом ограбили. И после ограбления вы предоставили свое оборудование и помогли продолжить работу над некоторыми фильмами. Теперь, опять же с помощью вашей фирмы, студию, в общем, удалось восстановить. Так?

— Примерно так. Но это не очень интересная тема. О ней в связи с ограблением слишком много писали. К тому же «Ленфильм» — не единственный наш партнер. «Мосфильм» тоже. Мы там единственные поставщики кинопроизводящего оборудования. В числе наших клиентов питерский Ледовый дворец, Дворец спорта в Ярославле, Европейский вещательный союз, 6-й канал телевидения...

— Я слышала, вы хотите построить кинотеатр.

— Была такая мысль. Но нужно получить пятно под застройку, а это почти невозможно — слишком много препятствий, слишком много чиновников, которые не склонны принимать решения. Да, я хотел бы построить по-настоящему современный многозальный кинотеатр в одном из окраинных районов, там, где почти никаких культурных объектов нет. Но сейчас мне не кажется это реальным.

— Тогда вернемся к творчеству. Вы песни пишете?

— Нет.

— А почему? В сознании рядового зрителя композитор, который пишет музыку для кино, создает песни, и эти песни поет народ. А сейчас в фильмах нет таких песен, которые бы страна пела.

— Кинокомпозиторы совсем не обязательно пишут песни. Замечательный итальянский композитор Эннио Морриконе, например, никаких песен не пишет. Американское кино тоже без них обходится. А понадобится песня, допустим для «Титаника», закажут Селин Дион.

— И все-таки. Ведь наши люди любят петь хором. В компании поют, в дороге поют. И практически весь репертуар состоит из старых песен. А новые не поют совсем. Вы это чем объясняете?

— Мне кажется, что темп жизни изменился. Ритм изменился. Эти темп и ритм, наверное, не укладываются в мелодию. И еще, конечно, проблема в состоянии нашей эстрады, в том, что новым именам не пробиться на телеэкран. Все каналы заполняет московская тусовка, и появление новых людей полностью от нее зависит. Молодым чрезвычайно трудно пробиваться.

— Вот вы говорите, что темп жизни изменился. А что, на ваш взгляд, изменилось в нашей песенной эстраде за последние, допустим, десять лет?

— Да ничего не изменилось. Алла Борисовна Пугачева как была, так и остается для большинства телезрителей страны символом нашей эстрады. И ее окружение. И тут ничего интересного не происходит.

— Вы закончили Ленинградскую консерваторию. Почему вы стали писать именно для кино?

— Я закончил еще и факультет киномузыки Шведской королевской музыкальной академии. На Западе есть такая отдельная профессия — кинокомпозитор. И ее основам обучают специально.

— А чем кинокомпозитор отличается от коллег, не работающих для кино?

— Он должен владеть всеми приемами, какие существуют в музыке, писать во всех существующих жанрах, потому что кино ставит перед ним самые разные задачи. Классика, джаз, рок, этническая музыка, разные традиции и музыкальные пласты — все это необходимо знать.

Ведь музыка — это действующее лицо картины, она не просто иллюстрирует то, что мы видим на экране, но дополняет кинематографические образы. А иногда и намеренно противоречит им, предвосхищая последующие события. Когда зритель смотрит фильм, он может даже не обращать внимания на музыку. Но потом в его памяти будут всплывать музыкальные образы. Именно с музыкой он будет ассоциировать тот или иной фильм.

Вы помните, что основной музыкальной темой фильма Спилберга «Список Шиндлера» стала колыбельная? Ведь это гениальная находка композитора Джона Вильямса — использовать в основе картины о геноциде, об ужасах фашизма мелодию колыбельной. Это об очень многом говорит. Знаете, можно рассказать о какой-нибудь катастрофе, показав кровь, трупы, оторванные конечности... А можно сфокусировать внимание на детской игрушке — и образ будет потрясать гораздо больше. Вот это получилось у Вильямса.

Или всем известный пример из «Семнадцати мгновений весны», когда полковник Исаев встречается с женой. Это немая сцена — звучит лишь музыка Таривердиева. И в ней есть все, что невозможно передать словами.

— Вам пришлось решать сходную задачу для фильма «Клоун» Ирины Евтеевой. Там ведь тоже нет слов.

— Да, в нем нет ни речи, ни шумов. Там средствами изображения и музыки нужно было передать то, что кроется за маской клоуна. Это ведь особая профессия — такой клоун, как Вячеслав Полунин. Там и смех, и слезы, и горе, и потери. Это очень многогранный образ. Музыка углубляет и оттеняет его.

— А над чем вы работаете сейчас?

— Пишу музыку к фильму Александра Николаевича Сокурова «Отец и сын».

— С Сокуровым трудно работать?

— Легко. Он удивительно понимает и чувствует музыку, и обстановка в группе у него семейная. Этот фильм — своеобразное продолжение картины «Мать и сын», которая сделана несколько лет назад. Возможно, впоследствии будет сделана и последняя часть трилогии — «Брат и сестра». Это фильмы о сложных взаимоотношениях близких людей.

— Я слышала, что вы недавно дебютировали и как продюсер.

— Да, нынешним летом. Мы с режиссером Дмитрием Светозаровым делаем 8-серийный фильм «Танцор».

— Действие будет разворачиваться в мире балета?

— Нет. Это фантастическая криминальная история, которая происходит в мире, связанном с компьютерным тотализатором. Сценарий написан по книге модного московского писателя Андрея Тучкова.

— И музыку для этого фильма пишете?

— Нет. Музыку пишет Андрей Макаревич. А я как композитор, возможно, буду работать над следующими 15 сериями «Бандитского Петербурга». Сейчас идут переговоры по этому поводу.

— И песен там не будет?

— Наверное, нет.

— Душа не поет?

— Песни — не поет.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (2793) от 4.09.2002 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.