Проект «Субкультурный ландшафт» представили в Петербурге

В Петербурге начался показ проекта «Субкультурный ландшафт», посвященного искусству в общественных пространствах.

Проект «Субкультурный ландшафт» представили в Петербурге | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Наша газета рассказывала о его подготовке — конкурсе эскизов среди студентов Академии им. А. Штиглица, выставке лучших из них. ­Проект выглядел обещающим: молодые профессионалы, опытные кураторы, поддержка городских властей. Но ожидания не оправдались.

Из двух десятков эскизов, показанных на выставке в декабре 2021 года, до реализации в материале дошла половина. Нормальный показатель. Насторожило другое — половина произведений размещена в Летнем саду. Изначально планировалось меньше. Сад — это памятник со всеми вытекающими ограничениями.

Поход в Летний сад подтвердил опасения. Там шла своя бурная жизнь. Туристы искали памятник Ивану Крылову. Его найти действительно непросто, он скрыт зелеными шпалерами. Свадьбы фотографировались на фоне скульптуры «Амур и Психея». Группа школьников рисовала на пленэре, изображая керамические вазоны…

Скульптура «Мицелий» Екатерины Федотовой еще заставляла пуб­лику на несколько секунд задержаться у пеньков с латунными грибочками, оценив их от «прикольно» до «интересно». Остальные работы, особенно витражи и мозаики Ольги Климук и Вероники Колесниченко, спрятанные в берсо (арка из живых лип), остаются незамеченными. Желание вписаться в Летний сад привело к почти полной мимикрии.

Следующая точка на ландшафтном маршруте, проходящем по Центральному району, — дом Бутурлиной (улица Чайковского, 10). Точнее, строительные леса, установленные на время реставрации здания. Проект «Обои» Натальи Семеновой предполагал нанесение на строительную сетку рисунка обоев по трафарету — как знак ремонта, ухода детства, смены поколений, читавших газеты, наклеенные под обои. Но сетка не читается как обои. Возможно, выбор рисунка оказался неточным. А возможно, подвели краски.

На той же сетке размещен объект Вадима Красюкова «Музыка здесь». Сетка служит нотным станом, на котором выложены из латуни ноты баллады Томского из оперы Чайковского «Пиковая дама». И снова та же проблема: линейки стана не читаются, а ноты оказались слишком мелкими.

Самая удаленная точка маршрута — «Веселые нотки» Ксении Романко. Она расположила свои керамические объекты на решетке окна первого этажа дома № 37 по Фурш­татской улице. Их имена — «Родничок», «Веснушки», «Солнечный лучик» — выбраны по названиям групп детского сада, расположенного в этом здании. Детишкам и воспитателям, наверное, приятно такое внимание. И выбор здания понятен — оно построено в 1960-х годах, а вокруг — одни старинные особняки и исторические доходные дома с охраняемыми фасадами. Но снова желание вписаться в исторический ландшафт приводит к тому, что прохожие просто не видят искусства. Я умышленно становился у них на дороге, пытаясь привлечь внимание к «Родничку» и «Веснушкам» с помощью фотосъемки. Меня вежливо обходили.

Тот же опыт был повторен на Литейном проспекте, 57, где Колесниченко встроила свои ­витражи «Квадратики» в большую и ­роскошную дверь «Нового пассажа». Но публика на Литейном слишком суетлива и занята собой, чтобы обращать внимание на высокое искусство.

Самым удачным, на мой взгляд, оказался объект Колесниченко «Солнце». Небольшой желтый ­полудиск встроен в решетку железных ворот, которые ведут во двор дома № 20 по Моховой улице. ­Витраж заставляет улыбнуться обитателей дома. Уже победа.

Искусство в общественных ­пространствах медленно, но ­верно находит свое место в Петербурге. Художникам и кураторам выставок паблик-арта необходимо помнить, что они находятся в жесткой конкуренции с граффитистами. Те создают яркие образные работы, ищут и находят любой повод, чтобы обратить на себя внимание. Лучший пример — портрет Даниила Хармса на улице Маяковского и споры, можно ли его сохранить. Многим пришлась не по душе его предстоящая замена на светопроекцию. Но это отдельная история.

А итог «Субкультурного ландшафта» таков: созданный для него паблик-арт не выдерживает соревнования в зрелищности с уличным искусством.

#искусство #проект #уличное искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7200) от 30.06.2022 под заголовком «Незаметное искусство».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?