Проект «Пластика звука» представили в Екатерининском собрании

В Екатерининском собрании представили проект «Пластика звука», объединивший молодых петербургских хореографов и композиторов. Мероприятие состоялось в рамках фестиваля «Новая музыка offline», организованного Союзом композиторов России при поддержке Министерства культуры РФ.

Проект «Пластика звука» представили в Екатерининском собрании | Фото Веры БЕЗРУКОВОЙ/предоставлено пресс-службой «Каннон данс»

Фото Веры БЕЗРУКОВОЙ/предоставлено пресс-службой «Каннон данс»

«Пластика звука» — совместный проект Дома танца «Каннон данс», Союза композиторов и «Петербург-концерта». Его идея продиктована насущной проблемой: далеко не у всех молодых хореографов есть возможность поработать с профессиональными композиторами, а тем в свою очередь редко выпадает шанс увидеть сценическое воплощение своих произведений. «Пластика звука» — первый шаг на пути решения данной ситуации. Два вечера премьер в Екатерининском собрании продемонстрировали разно­образие авторских взглядов на взаимодействие музыки и танца.

В спектакле Beetween / Among Дарьи Зиновьевой характер движения, его энергия, протяженность танцевальных фраз вырастают из звучания и его особенностей. Танцевальный текст возникал из кратких, повторяющихся пластических мотивов, которые четыре танцовщицы исполняли, не сходя со своих мест. Следуя за музыкальной драматургией, амплитуда и скорость движения постепенно увеличивались и заполняли все сценическое пространство. Из звуков и жестов на глазах зрителей словно рождалась материя — живая, пульсирующая, изменчивая. Хореограф показала себя чутким интерпретатором партитуры Константина Степанова, которую исполнили музыканты «Эссе-квинтета».

В «Апокрифе» хореограф Алевтина Грунтовская и композитор Глеб Лукомец исследуют внеязыковую, доречевую модель коммуникации, которая проявляется через движение и считывается людьми вне зависимости от национальных различий. Драматургия номера строится на непрерывном развитии трех танцевальных соло, где исполнительницы то сохраняют относительную автономность по отношению друг к другу, то обмениваются пластическими репликами, намечая точки взаимодействия. Для каждой артистки хореографу удалось найти удивительно органичную пластическую манеру. Спиралевидные повороты корпуса, круговые линии танцевального рисунка, текучие, мягкие извивы рук напоминали движения природных стихий, провод­никами которых становились тела танцовщиц.

В «Сеансе групповых объятий» Ирины Сергеевой на музыку Антона Гладких осмысляется тема тактильного голода, выраженного в потребности человека в телесных контактах. «Какие эмоции ты ощущаешь во время объятий с близкими людьми? Испытывала ли ты такую нехватку прикосновений, что была готова обняться с любым человеком?» — задуматься над этими вопросами хореограф предлагает исполнительницам вместе с публикой. В танцевальную ткань спектакля удачно вплетались простые, повседневные движения и позы, что создавало впечатление особой искренности и органичности существования артисток на сцене.

Самым неожиданным спектаклем проекта стал «Разогрев весны» Дениса Охотникова. На музыку Анжелики Габибовой хореограф создал настоящий фолк-рейв, в котором элементы народного пляса сочетались с современными ритмами, а аутентичное пение — с электронными звуковыми эффектами. Постановщику удалось вовлечь в экстатичный танец всех участников, включая вокалисток и композитора. Исполнители то водили хороводы, то прыгали через символический костер, то трясли головами, подобно рок-музыкантам, то вытаптывали землю в страстном призыве весны. Смешение архаики и современности побуждало вспомнить легендарную «Весну священную» Стравинского — Нижинского с ее модернистским переосмыслением старины.

Кульминацией программы стал «Черный сад» (на снимке сцена из спектакля) Валерии Каспаровой (композитор Олег Гудачев, также использованы сочинения других авторов, армянские народные и духовные напевы). Премьера этого спектакля состоялась в 2021 году. Нынешняя версия поставлена на театр современного танца «Каннон данс», который недавно получил городскую поддержку и полностью обновил состав. Для Валерии это глубоко личный спектакль, связанный с ее армянскими корнями. Персональное здесь переплетается с историческим: постановка основана на воспоминаниях детей — очевидцев Карабахской вой­ны 1992 – 1994 годов.

Изобретательная, образная танцевальная лексика порой имеет национальную окраску, но хореограф избегает буквального цитирования фольклорных мотивов. Национальный характер исходит изнутри, угадывается как голос «памяти крови», о котором красноречиво писала хореограф Марта Грэм. Каспарова умеет с помощью танца создавать яркие пластические метафоры. Самая пронзительная из них — метафора Древа жизни, раскидистого, цветущего, искореженного, обугленного и возрождающегося вновь.

«Пластика звука» задумана как долгосрочный проект. В дальнейшем организаторы намерены превратить его в регулярный фестиваль.


#танцы #музыка #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7186) от 09.06.2022 под заголовком «Когда музыка танцует».


Комментарии