Продолжение следует. Музею истории религии исполняется 90 лет

15 ноября исполнится 90 лет со дня официального открытия Музея истории религии, единственного в России и одного из немногих в мире представляющего историю возникновения и развития религий.

Продолжение следует. Музею истории религии исполняется 90 лет | ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0

ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0

В ноябре 1932 года в Казанском соборе был торжественно открыт новый музей (основой его первой экспозиции стала антирелигиозная выставка, прошедшая двумя годами раньше в Зимнем дворце). 15 ноября нынешнего года Музей истории религии (теперь он располагается в доме № 14 по Поч­тамтской улице) приглашает всех отметить свой день рождения (вход бесплатный).

О первых годах жизни музея расскажет выставка под названием «Начало», посвященная становлению его коллекций, наиболее громким выставочным проектам и людям, которые стояли у истоков. К праздничной дате будет запущен новый сайт, а в залах появятся необычные экспонаты — тактильные. В рамках специального проекта их создали для слепых и слабовидящих гостей музея петербургские художники. Впрочем, опыт общения с такими предметами будет интересен и тем, кто хорошо видит. Ведь это редкий шанс прикоснуться к музейному объекту, познакомиться с ним на ощупь.

Уже сейчас в музее существует аудиогид для слабослышащих, а несколько залов дополнены видеогидами для тех, кто не слышит совсем. Этой осенью на языке жестов заговорит еще и экспозиция, посвященная древнему миру и раннему христианству.

Проект «12 предметов в фокусе» стартовал в начале года. Мини-выставки, из которых он состоит, открываются ежемесячно, деликатно внедряясь в постоянную экспозицию. Все они посвящены собирательской деятельности музея. И каждая представляет экспонат или комплекс экспонатов с интересной историей, поступивший за последние пять лет. Так, в сентябре музей покажет три предмета, объединенных темой «изготовление кукол-марионеток в Индии». Эти куклы не театральный реквизит, а своего рода подношение богам. И те представления, которые разыгрываются с ними при храмах, — способ ублажить богов. К концу года в залах можно будет увидеть 12 подобных комплексов, дополненных короткими неформальными рассказами их создателей, дарителей или хранителей (для того чтобы услышать эти истории, нужно отсканировать QR-код и пройти по ссылке).

Кроме того, по случаю круглой даты откроется выставка, подготовленная сотрудниками музея совместно с Психоневрологическим интернатом № 1 (он находится в Зеленогорске). Работы, которые сейчас создают его подопечные, посвящены растениям и животным в религиях мира.

Одно из центральных событий праздничной программы — представление нового (пятого по счету) открытого хранения. Считается, что такую форму показа экспонатов первым предложил «Метрополитен-музей» Нью-Йорка в 1988 году, а в России на подобный эксперимент отважился Эрмитаж (это случилось в 2003‑м). Однако заместитель директора Музея истории религии по научной работе Екатерина Терюкова готова поспорить с таким утверждением. «Я возьму на себя смелость сказать, что одно из первых открытых хранений существовало в нашем музее, — говорит она. — Это была экспозиция отдела религий Востока, которая появилась в 50‑х годах прошлого века. Она находилась в недрах музея, располагавшегося тогда в здании Казанского собора, и была расположена не в основном пространстве, а на чердаках. Проникнуть туда можно было только в составе экскурсионной группы. И с точки зрения содержания это была экспозиция — рассказ о религиях. Но по форме — открытое хранение, поскольку предметы располагались без стекла, на расстоянии вытянутой руки. И атмосфера, которая там царила, напоминала внутреннее, закрытое музейное пространство, потому что очень часто по коридору проходили сотрудники, работавшие в кабинетах, расположенных по бокам».

Так или иначе, сегодня многие музеи открывают для посетителей свои хранилища. Таким образом они могут не только представить сами экспонаты, но и рассказать об условиях их хранения, оборудовании фондов, скрытой жизни музейных собраний.

Этой осенью Музей истории религии приглашает посетителей в пространство фонда «Редкая книга» (расписание экскурсий можно найти на сайте). Его экспозиция будет сменяться раз в год, потому что бумага — хрупкий материал, который не любит света. Сейчас здесь представлены издания конца XV – XVI столетия (около 30 книг, вышедших в европейских и русских типографиях).

«Мы показываем несколько инкунабул (книг, созданных до 1500 года), чтобы проиллюстрировать первые шаги книгопечатания в Европе, — рассказывает хранитель фонда Егор Зубков. — Среди них — печально известный памятник инквизиции «Молот ведьм», вышедший в Нюрнберге в 1496 году. Затем — несколько изданий античных авторов (переводы Демосфена, Гесиода, римских географов рубежа эпох, «Илиады» Гомера). Есть и художественная литература — своего рода бестселлеры XVI века. В том числе рыцарский роман Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо» и сборник текстов Ганса Сакса, немецкого мейстерзингера и драматурга. Есть книги, напечатанные Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Но немногие знают, что еще до Ивана Федорова в Москве существовала анонимная типография, в которой за 10 лет было выпущено порядка семи изданий. Три из них — Евангелия. В нашей коллекции имеется экземпляр одного из них, самой первой книги, напечатанной в Москве».

Сегодня фонды музея насчитывают около 200 тысяч экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов, древнейшие из которых датированы VI тысячелетием до н. э. В музее работают 15 реставраторов разных категорий, с разным опытом работы. Все они в прямом смысле слова волшебники, уверена Екатерина Терюкова. «Но в этом году мы объявили сбор средств на реставрацию предмета, который не можем отреставрировать собственными силами, но который будет нам необходим в следующем году на выставке «Гневные божества и их обители в тибетском буддизме», — продолжает она. — Это свиток XIX века, созданный в Монголии, он содержит на себе множество следов бытования. От этих следов его необходимо бережно очистить, не повредив уникальную живопись».


#музей #выставка #Музей истории религии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7268) от 04.10.2022 под заголовком «Музей истории религии. Продолжение следует».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?